Бойцовские качества мышей помешали беговым — Naked ScienceNaked Science
24.07.2017, 05:22
Naked Science

Бойцовские качества мышей помешали беговым

Биологи из Университета Юты впервые показали, что развитые боевые качества ограничивают локомоцию млекопитающих.

ezgif-4-6127e42915

Адаптивность животных зависит от многих фенотипических признаков, которые отражают две основные специализации — к борьбе или бегству. Последние могут противоречить друг другу. Например, считается, что плотное тело и высокая мышечная масса способствуют боевым качествам, но ограничивают локомоцию: на преодоление сопоставимых расстояний (скажем, при миграции) особи с более длинными ногами потребуется меньше энергии. Поскольку размеры тела самцов обычно положительно коррелируют с репродуктивным успехом, а экономия сил крайне важна для выживания, половой отбор, таким образом, вступает в конфликт с естественным. До сих пор этот феномен, однако, изучали только на рептилиях.

Чтобы восполнить пробел, авторы новой работы провели серию экспериментов на домовых мышах (Mus musculus). Эти грызуны совмещают в себе обе специализации: полигиния (спаривание с несколькими самками за сезон) предусматривает агрессивную конкуренцию самцов, защищающих занимаемую территорию; с другой стороны, помимо укусов сражения между ними предполагают активное маневрирование (включая отпрыгивание), а за ночь в диких условиях мыши питаются около 200 раз в 20–30 разных местах на площади от 235 до 6000 квадратных метров. Иными словами, для успешных размножения и кормления самцы M. musculus должны сочетать физическую силу с ловкостью и выносливостью.

Экспериментальная площадка / ©Jeremy S. Morris et al., The Journal of Experimental Biology, 2017

Опыт заключался в следующем. Три популяции диких M. musculus (по 10 самцов и 16 самок) помещались в общий вольер площадью 30 квадратных метров, что примерно соответствует естественной плотности таких групп. Животных маркировали пассивными интегрированными ретрансляторами (PIT) и по истечении восьми недель на основании записанных данных определяли, какие самцы лучше контролировали территорию с по меньшей мере двумя самками. До и после эксперимента особей также тестировали на миниатюрных беговых дорожках, сопоставляя массу тела со скоростью потребления кислорода. В результате авторы могли сравнить боевые качества и репродуктивный успех мышей с энергетическими тратами.

Анализ показал, что непрерывно на протяжении трех недель контролировать территорию удавалось 11 самцам из 30. Потребление кислорода у них было выше, и тенденция положительно ассоциировалась с массой тела: каждый грамм увеличивал показатель на 0,066 ± 0,008 миллилитра кислорода в минуту. Любопытно при этом, что вес слабо отличался между подгруппами, к окончанию эксперимента значимо не изменился по сравнению с началом и не коррелировал с территориальным статусом. Репродуктивно успешные самцы вместе с тем не уступали остальным в скорости бега. По мнению ученых, полученные данные подтверждают, что специализации млекопитающих, как и рептилий, могут влиять на уровень энергетических трат.

Статья опубликована в The Journal of Experimental Biology.

Ранее исследователи выяснили, что подпороговые нагрузки лучше стимулируют развитие физической силы, чем низкие, а высоко интенсивный бег может укреплять кости женщин.

Британская компания Reaction Engines провела испытания двигателя SABRE (Synergetic Air Breathing Rocket Engine), которые продемонстрировали теоретическую возможность работы при полете на гиперзвуковой скорости.

Самцы звонарей ухаживают за самками, поражая их громкостью своей песни, и способны «перекричать» даже самолет.