10.03.2016
Редакция Naked Science

Бабочки оказались способны к восприятию непредставимого для нас количества цветов

Ученые обнаружили у обыкновенных бабочек-парусников 15 разных видов фоторецепторов. Остается лишь гадать, насколько многоцветное зрение дает им такое разнообразие чувствительных клеток.

837442d8f14d0a6a8d0daa397dccafb9_Common Bluebottle1

Вообще, зрение бабочек во многом проигрывает нашему – например, в плане способности получать резкое изображение, не говоря уже об удивительных способностях его интерпретации. Но зато эти насекомые быстрее распознают движущиеся объекты, к тому же поле их зрения намного шире и геометрически, и физически: бабочки способны к восприятию волн не только оптического диапазона, но также инфракрасных и ультрафиолетовых.

Но даже на этом фоне дневные бабочки из рода Graphium, видимо, выделяются. Группой японских биологов были исследованы бабочки G. sarpedon, ярко-голубые полосы на крыльях которых прекрасно знакомы жителям Австралии, Южной и Юго-Восточной Азии, Индонезии и Филиппин. Как сообщают ученые в статье, опубликованной журналом Frontiers in Ecology and Evolution, у этих бабочек нашлось невероятное количество разных фоторецепторов: целых 15 видов.

Ученые провели гистологическое, анатомическое и молекулярное исследование клеток сетчатки 200 самцов G. sarpedon, пойманных в Японии (по словам авторов, им просто не удалось наловить достаточное количество самок). Эти работы доказали, что каждый вид фоторецепторов, действительно, приспособлен для восприятия излучения в своем отдельном диапазоне.

Для сравнения, цветочувствительные клетки-колбочки у людей могут иметь лишь один из трех типов фоточувствительных пигментов. При этом мы способны различать миллионы цветов. Остается лишь гадать, какое количество цветов воспринимают глаза этих бабочек. Загадкой остается и другая сложность их зрения: чувствительные области разных рецепторов, как показали ученые, перекрываются, поэтому для полноценного цветного зрения, охватывающего широкий диапазон, было бы достаточно и четырех фоторецепторов.

Авторы предполагают, что 11 «лишних» рецепторов позволяют бабочкам различать множество нюансов, незаметных постороннему наблюдателю. Крошечные вариации окраски могут указывать на пол потенциального партнера, его общее состояние и при этом оставаться почти невидимыми для тех, кому дополнительные фоторецепторы не достались.