03.08.2018, 07:02
4минуты
Руслан Зораб

Астрономы объяснили выживание звезды после катастрофы

Предложен новый сценарий «Великой вспышки» двойной звезды-гипергиганта Эты Киля.

eta0

Эта Киля (Форамен) – одна из самых эффектных и знаменитых звездных систем южного неба и одна из самых больших в нашей галактике. Вместе две ее звезды светят в миллионы раз ярче Солнца, а в ходе «Великой вспышки» в 1843 г. были еще ярче, уступая лишь Сириусу. С годами сияние Эты Киля снова ослабло, к тому же его поглощает вещество выброшенного тем взрывом вещества, образовавшее небольшую, похожую на песочные часы туманность Гомункул.

Начиная с 2003 г. астрономы наблюдают эхо той далекой катастрофы, излучение, отраженное скоплениями межзвездной пыли, и приходящее на Землю с запозданием в 170 лет. Натан Смит (Nathan Smith) и его коллеги использовали для этого мощные телескопы расположенных в Чили обсерваторий Las Campanas и Gemini South. Их новые точные измерения показали, что скорость вещества, которое выбросила погибшая в «Великой вспышке» звезда, была на порядок быстрее, чем считалось, достигая 32 млн км/ч.

Иначе говоря, произошел мощнейший взрыв, сравнимый со взрывом сверхновой, – однако Эта Киля каким-то образом выжила. Объяснить этот парадокс удается в рамках нового сценария катастрофы, который выдвинули ученые. Авторы пишут об этом в двух статьях, опубликованных журналом MNRAS (PDF 1, 2). По этой версии, у сегодняшнего тандема Эты Киля имелся и третий компаньон: две массивные образовывали тесную пару, более мелкий вращался в отдалении.