Астрономы наблюдали следы гравитационных волн в атмосфере Венеры — Naked Science

Астрономы наблюдали следы гравитационных волн в атмосфере Венеры

В верхних слоях венерианской атмосферы ученые заметили протяженную область «вспучивания». Ее появление может объясняться гидродинамическими гравитационными волнами, а стабильность еще предстоит объяснить.

venus0

На снимках Венеры, которые японский зонд Akatsuki сделал в декабре 2015 г., отчетливо видно гигантское «вспучивание» протяженностью порядка 10 тыс. км, выгнутое наподобие натянутого лука. Воздушная структура оставалась стабильной, несмотря на убийственные ветры, которые на этой высоте (около 65 км) достигают скорости выше 350 км/ч. Макото Тагути (Makoto Taguchi) и его коллегам удалось рассмотреть ее, используя данные, полученные в инфракрасном и ближнем ультрафиолетовом диапазонах. О результатах их работы рассказывает статья, опубликованная журналом Nature Geoscience.

Структура наблюдалась непрерывно между 8  и 11 декабря 2015 г. и оставалась стабильной, невзирая на мощные ураганы / ©JAXA, Taguchi et. al., 2017

Несмотря на быстрое движение окружающей атмосферы, структура сохраняла стабильность и оставалась на месте, полностью исчезнув лишь через несколько дней. Макото Тагути и его соавторы рассмотрели несколько гипотез, которые могли бы объяснять ее появление и устойчивость. В итоге ученые решили, что «вспучивание» на Венере – самый масштабный известный пример проявления гидродинамических гравитационных волн.

Не стоит путать их с астрофизическими гравитационными волнами, которые с таким триумфом были впервые зарегистрированы год назад. Те волны, о которых идет речь в случае Венеры, рождаются в жидкости или газе, колеблющемся в гравитационном поле, когда восходящему движению частиц противодействует направленное вниз притяжение. Такие волны возникают, в частности, на поверхности земных океанов или в воздухе, когда он переваливает через горные высоты.

Возможный механизм образования гидродинамических гравитационных волн в атмосфере Венеры / ©ESA

Наблюдались они и на Венере, позволяя уточнить особенности ее поверхности, скрытой под необычайно плотной и непроницаемой атмосферой – но никогда таких масштабов и такой устойчивости. Обычно, достигая большой высоты, все эти волны просто рассыпались под ударами мощных высотных ураганов. Нынешняя гравитационная волна в сравнении с ними – настоящая аномалия, возможно, связанная с влиянием высокого горного хребта под ней. По словам ученых, находка может стать первым свидетельством существования стационарных гидродинамических гравитационных волн огромных размеров.