Астероид мог уничтожить динозавров дымом без огня — Naked Science

Астероид мог уничтожить динозавров дымом без огня

Гипотеза о том, что динозавров погубил астероид, упавший около 65 млн лет назад на территории современной Мексики, сегодня считается самой популярной и общепринятой. Действительно, возраст громадного кратера Чиксулуб датируется как раз периодом мел-палеогенового вымирания, когда с поверхности Земли исчезло 16% семейств морских и 18% сухопутных животных, включая динозавров. Но как именно происходило это «массовое убийство»?

Принято считать, что удар 10-километрового астероида привел к мощным землетрясениям, цунами, поднял в воздух многие тонны пыли, закрывшей солнечный свет. В 2013 году была высказана гипотеза, что распространение волн тепловой энергии после удара привело к убийственным пожарам, которые охватили большие пространства суши.

Однако недавнее исследование британских ученых ставит под сомнение эту картину. С помощью специальной установки они изучали распространение тепловых волн от мощной галогеновой лампы, подвергая их воздействию различные растения. Таким способом ученые имитировали тепловое воздействие, которое могла испытывать флора и в непосредственной близости от места падения метеорита, и на разном удалении от него.

Работа показала, что краткие, но мощные тепловые импульсы (как близ эпицентра удара) слишком быстры, чтобы зажечь растительные ткани, как живые, так и мертвые. Интересно, что в случае более слабых и долгих импульсов огонь все-таки охватывал их: такой процесс мог разворачиваться на больших расстояниях, за тысячи километров от места падения метеорита.

По мнению авторов исследования, если астероид, создавший кратер Чиксулуб, и породил масштабные пожары, они должны были охватить удаленные экосистемы – скажем, леса Новой Зеландии – но не пространства Северной Америки, оказавшиеся к нему слишком близко. Ну а глобальному распространению пожаров обязательно помешали океаны.

Все это, конечно, не отметает «ударную гипотезу» мел-палеогенового вымирания. Однако основную проблему создали не пожары и не землетрясения, а «дым» из многих тонн мелкой пыли, поднятой астероидом в атмосферу. Сократив поступление солнечной энергии в разы, он привел к глобальному похолоданию, резкому сокращению растительного покрова, а с ним – и к гибели всех последующих участников пищевой цепочки.