Случайность помогла ученым создать невероятный сверхматериал — Naked Science

Случайность помогла ученым создать невероятный сверхматериал

В мире физики, и особенно — в мире материалов, случайность давно считается приятной гостьей. Ей сказали спасибо Андрей Гейм и Костя Новоселов, получившие Нобелевскую премию за практически случайно обнаруженный графен. И вот еще: целый век ученые спорили, что невозможно создать безводный рыхлый карбонат магния. Это очень сложно. И знаете что?   Исследователи из Университета Упсалы в...

k-bigpic

Исследователи из Университета Упсалы в Швеции представили сверхабсорбирующую версию карбоната магния, которая побила мировой рекорд по площади поверхности и поглощению воды. Бывает же. Ученые назвали чудо-материал «упсалит», в честь места обнаружения, и это форма карбоната магния — неорганической соли, которая используется везде, от мела до слабительного. Упсалит обладает очень большой площадью поверхности, что вкупе с возможностью впитывать жидкость становится просто чудесным качеством.

«Выяснилось, что упсалит обладает самой большой площадью поверхности среди карбонатов щелочных металлов», — объяснила Мария Штромме, ученый проекта. — «800 квадратных метров на грамм».

Как и множество великих открытий, упсалит был найден случайно. Группа из Упсалы пыталась создать такой же материал, используя реактивную камеру в лаборатории. После дикой ночи попыток сварить хоть что-то в этой камере, ученые случайно оставили немного материала в машине. Когда они вернулись, увидели, что материал не похож ни на что другое.

«Вернувшись на работу в понедельник утром, мы обнаружили, что сформировался жесткий гель, и начав подсушивать его, мы заволновались», — рассказал Хуан Гомес де ла Торре. — «Вслед за этим последовал год тщательного анализа и обработки материала».

Как упсалит выглядит под микроскопом? Представьте поверхность с невероятно плотными пустыми порами, каждая в диаметре меньше чем 10 нанометров. Этим и объясняется абсорбентное свойство материала. Небольшое количество этого материала позволит сохранить электронику в сухом состоянии или же безопасно и быстро устранить разливы нефти и других токсичных веществ. И все благодаря случайности.

В марте Соединенные Штаты провели испытания гиперзвукового блока Common Hypersonic Glide Body (C-HGB): на опубликованном сейчас видео можно увидеть, как он поражает учебную цель.

Исследование двух тысяч норвежских близнецов показало: убежденность в том, что одни группы людей могут превосходить другие, находится под сильным влиянием наших генов.

Наша планета заселена на глубину нескольких километров, хотя местные жители вынуждены обходиться чрезвычайно скудными ресурсами и на всем экономить: по новым подсчетам, эти бактерии потребляют в 50 квинтиллионов раз меньше энергии, чем средний человек.