Можно ли купить Луну?
09.07.2013

Можно ли купить Луну?

PSC0911_FY_064

Купить Луну или хотя бы кусочек лунной поверхности — это неплохое приобретение или подарок, учитывая то, как быстро развивается сектор космического туризма. Однако на данный момент луна подобна морю: все могут ей пользоваться, но никто не владеет. В 1967 году США и СССР заключили договор, в котором говорится, что ни одна страна не может владеть частью Луны или астероида.

«Вы имеете право пойти и взять лунный грунт, но у вас нет права очерчивать квадрат на лунной поверхности и говорить: «Этот квадрат принадлежит мне», — говорит Стивен Е. Дойль, отставной адвокат, работавший в отделе NASA по внутренним делам. Если Институт космического урегулирования — который разрабатывает законы по урегулированию владения землей на других планетах — добьется своего, новые законы позволят колонизаторам космоса занимать место на Луне и строить там колонию.

Алан Вассан, председатель Института космического урегулирования, отмечает, что частная компания может построить «космолинию», аналог авиалинии, между Землей и Луной. И поскольку корпорация не является страной, договор, заключенный в 1967 году, не будет работать. Корпорации уже осваивали новые миры ранее. London Company, например, была акционерным предприятием, основавшей поселение Джеймстаун в 1607 году, куда отправляла людей на семилетний труд, где те выращивали табак и другие культуры для обеспечения прибыли компании.

Вассан говорит, что право на землю — и гарантия получения прибыли с нее — необходимый стимул для инвестирования в сферу космического урегулирования. Он лоббирует закон, который обязал бы правительство США предоставлять будущие участки на Луне. Сегодня любой может купить участок на Луне. Lunar Registry продает такие участки на своем сайте по 20 долларов за акр. Дойль отмечает, что нужен какой-нибудь орган урегулирования «торговли луной», чтобы защищать право на собственность, но его нет. Поэтому проданные участки стоят не больше чем кусок бумаги.

Тем не менее, будущие поселенцы на Луне могли бы обратить внимание на Антарктический договор, который относит континент к научному заповеднику и запрещает военную деятельность или добычу полезных ископаемых на нем. 28 стран поддерживают работу собственных научных станций и никому не мешают.

«Любой, кто видит последствия введения национального закона, работающего в отношении небесных тел, должен понимать, что лучше мы будем использовать Луну как Антарктиду и открытое море, чем как Манхэттен. Если же нет, то мы соберем все проблемы и соперничество, которое накопили за 5 000 лет на Земле, и вынесем их в открытый космос».