«Злая баба – целое пекло» — Naked Science

«Злая баба – целое пекло»

Как женский и мужской гнев влияет на образ мужчины и женщины в глазах окружающих, а также на продвижение их по карьерной лестнице, выяснили психологи из США.

Hillary-Clinton-014

«Злой мужик, как черт, злая баба — как целое пекло», – гласит норвежская пословица. Народная мудрость, как всегда, права — это лишний раз доказали психологи из США Виктория Бресколл (Йельский университет) и Эрик Ульманн (Северо-Западный университет). Об их экспериментах в своей книге «Эволюция человека: обезьяны, нейроны и душа» рассказывает известный популяризатор науки, эволюционный психолог, биолог и палеонтолог Александр Марков.

Цель исследования была проста — выяснить то, как проявление злости у мужчин и женщин влияют на оценку их имиджа в глазах окружающих, а также на продвижение их по карьерной лестнице. До этого другие группы психологов провели ряд экспериментов, которые показали, что гневающийся мужчина более симпатичен людям и у него больше шансов устроиться на работу или получить повышение, чем мужчина, который при тех же обстоятельствах впадает в грусть и уныние. А вот с женщинами такие исследования не проводились. Три серии экспериментов психологов из Йельского и Северо-Западного университетов помогли восполнить эту брешь. Добровольцы, участвовавшие в эксперименте, были взрослыми людьми, имеющими образование, белыми гражданами США мужского и женского пола.

В первом случае каждому испытуемому показывался видеоролик с записью собеседования о приеме на работу. Актеры (одна женщина и один мужчина) рассказывали работодателю о том, как потеряли ценную бумагу на старой работе. Работодатель спрашивал их о чувствах, которые испытывали при этом «соискатели». Последние, в свою очередь, демонстрировали и говорили всего о двух вариантах эмоций — злости и огорчении. Так, получилось всего четыре ролика: «с гневным мужчиной», «с грустным мужчиной», «с гневной женщиной» и «с грустной женщиной». Оба актера были «одинаково привлекательны» и были одного возраста.

Каждый из участвующих в эксперименте посмотрел лишь один ролик, после чего он, ответив на соответствующие вопросы, должен был выразить то, как он относится к «соискателю».

Результаты подтвердили прошлые выводы других исследований: гневающийся мужчина выглядит в глазах окружающих как более компетентный (имеющий право претендовать на хорошую зарплату и престижную должность), в отличие от мужчины грустного. Как же дела обстояли в отношении женщин? Прямо противоположным образом. Огорченные дамы определенно куда больше «нравились» людям, чем гневающиеся. Кроме того, они даже опередили грустных мужчин, а разгневанным мужчинам уступили совсем чуть-чуть.

А еще эксперимент показал, что мужской гнев окружающие, как правило, воспринимают как нечто оправданное, то, что вызвано внешними причинами. Женский же гнев, напротив, воспринимается как проявление «дурного характера» дамы. Это и понятно, ведь от мужского пола обычно ожидают твердости и жесткости, а от женского — мягкости и милосердия.