Ученый нашел доказательства поддельности Стэнфордского эксперимента — Naked Science

Ученый нашел доказательства поддельности Стэнфордского эксперимента

Исследователь и писатель Бен Блюм пришел к выводу, что знаменитый Стэнфордский эксперимент — мистификация.

4bdb208f22804ad09ab3a5f646b3471e

Если вы увлекаетесь психологией, то наверняка слышали о Стэнфордском тюремном эксперименте. Его в 1971 году провел американский исследователь Филипп Зимбардо в подвале факультета психологии Стэнфордского университета. Суть эксперимента заключалась в изучении поведения человека в условиях ограниченной свободы и навязываемой ему социальной роли.

Роль заключенных и охранников исполняли добровольцы. Согласно общепринятой концепции, они быстро вжились в новые образы. По ходу эксперимента возникали опасные конфликтные ситуации, а каждый третий охранник вскоре начал проявлять садистские наклонности.

После относительно нормального первого дня на второй день произошел бунт. Охранники вышли на сверхурочную работу и без команды со стороны ученых подавляли сопротивление заключенных, используя, в частности, огнетушители. Во избежание похожих инцидентов охранники начали стравливать «преступников» между собой. Вскоре импровизированная тюрьма стала мрачной и грязной, а насилие оказалось частью быта.

Все это (опять же, согласно официальной трактовке) приводило к появлению моральных травм у заключенных, так что двоих из них пришлось исключить из проекта. Собственно, сам эксперимент тоже завершили раньше срока. Впоследствии полученные наработки психологи со всего мира использовали в своих исследованиях.

Сейчас американский писатель и ученый Бен Блюм (Ben Blum) заявил, что весь эксперимент был инсценировкой. На его выводы обратило внимание издание «Газета.Ru». По словам Блюма, в архивах Стэнфордского университета он нашел записи, в которых говорилось о «неестественном» поведении заключенных.

Сам Филипп Зимбардо якобы заставлял надзирателей быть жестокими. Но при этом общение автора разоблачительного материала с бывшими охранниками дало понять, что они не могли физически грубо воздействовать на заключенных: охраннику позволялось лишь давить на человека морально. А один из охранников заявил, что притворялся садистом.

По меньшей мере один из невольников рассказал, что сымитировал «сумасшествие». Заключенный по имени Корпи пошел на такой шаг, поскольку хотел «вернуться домой и продолжить готовиться к экзаменам». Любопытен и его взгляд на эксперимент. «Мы знали, что они (охранники. — Прим. ред.) не тронут нас, они не могли нас ударить. Они были такими же белыми студентами, как и мы, так что ситуация была достаточно безопасной. Что-то наподобие работы», — пояснил он.