Все, что вы хотели знать об ИИ, — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
18.07.2017
Редакция Naked Science

У крыс нашли метапамять

Американские зоопсихологи обнаружили первые свидетельства наличия метапамяти у крыс.

giphy

Метапамять представляет собой компонент самосознания, который заключается в понимании того, как работает собственная память индивида. Оценка этого признака у человека сравнительно проста: достаточно провести наблюдение за процессом принятия решения, попросить его отрефлексировать и вербализовать. Надежных данных о том, обладают ли подобным знанием другие таксоны, нет, поскольку измеряемые в зоопсихологии параметры ограничены внешним поведением и не позволяют описать психическое содержание. К участию в таких экспериментах уже привлекались приматы, птицы и крысы. Авторы новой работы проверили метапамять у крыс, стремясь минимизировать неоднозначные интерпретации.

Для этого ученые отобрали девять животных. Сперва их помещали в камеру с песком, в котором находились источники четырех запахов: кофе, паприки, чабреца и корицы. Крыс тренировали рыть песок и запоминать соединения. Затем их переносили в испытательную камеру — там располагались четыре миски с каждым ароматом, и особи должны были определить, какая емкость содержит стимул, найденный ранее. При успешном выполнении задачи крыса получала вознаграждение. По итогам научения точность распознавания составила 48 процентов. После этого авторы ввели новый стимул — миску с песком без запахов. Это увеличило вероятность ошибки и позволило уточнить связь выбора с памятью.

Целью последнего этапа было выяснить, могут ли крысы вспомнить сам факт забывания — на это указывал выбор миски без запаха, поэтому за такое поведение животные получали четвертую часть лакомства. Согласно результатам, с добавлением нового стимула грызуны предпочитали его в 20 процентах случаев, тогда как показатель неправильных емкостей сократился до 39 процентов. По мнению ученых, статистически подобная избирательность не объясняется случайностью. Хотя животные начинали чаще останавливаться у миски без запаха из-за перспективы положительного подкрепления, это также свидетельствовало о том, что они имели представление о риске не получить ничего из-за забывания.

Таким образом, крысы чаще выбирали емкость без запаха, вероятно, понимая, что не способны точно определить нужную миску. Полученные данные могут помочь в разработке препаратов против болезни Альцгеймера, считают авторы. Это нарушение нередко сопровождается ухудшением метапамяти, и открытие позволяет использовать грызунов в качестве сравнительно достоверных модельных организмов. Стоит отметить, осенью 2016 года американские исследователи также обнаружили, что крысы обладают человекоподобной эпизодической памятью (также страдает при нейродегенеративных заболеваниях). В частности, оказалось, что ее объем значительно больше, чем предполагалось.

Подробности работы представлены в журнале Animal Cognition.

Недавно ученые нашли первый когнитивный параметр, надежно отличающий человек от других животных.