01.07.2017
Редакция Naked Science

Иллюстрации в детских книгах могут мешать дошкольникам учиться

Неправильно расположенные иллюстрации затрудняют освоение новых слов.

gaston1

Чтение детям вслух — один из важных способов развития речи ребенка. Слушая, дети усваивают определенные интонации, знакомятся с синтаксисом и запоминают отдельные слова.

Исследование, проведенное в британском Университете Сассекса, было посвящено влиянию иллюстраций на способность детей запоминать новые понятия, слушая чтение. В экспериментах приняли участие 48 детей в возрасте около трех с половиной лет.

В этом возрасте большинство детей еще не умеют читать, но уже отлично понимают обращенную к ним речь. Речь детей к этому моменту становится все более сложной. Они задают вопросы и строят простые предложения.

В первом этапе эксперимента участвовали 36 детей. Их разделили на три группы, в каждой поровну мальчиков и девочек. Детям читали вслух три десятистраничные книги с небольшими рассказами. В каждой книге упоминалось два незнакомых детям объекта, изображенных на иллюстрациях, при этом объекты не были центральной деталью истории. Первой группе читали книги с одной иллюстрацией А4 на развороте, второй — книги с двумя иллюстрациями, в книгах третьей группы на разворотах присутствовала одна большая иллюстрация А3. После чтения дети выбирали новый объект среди нескольких изображений разных предметов.

Дети из второй группы, видевшие по две иллюстрации на развороте книги, узнавали новый для себя предмет значительно реже, чем дети из двух других групп. Во втором этапе эксперимента, где участвовала дополнительная группа из 12 детей, эта разница исчезла. Для этого специалист во время чтения показывал, о какой из двух иллюстраций идет речь. Ученые пришли к выводу, что две иллюстрации на развороте могут затруднять освоение новых слов.

По мнению исследователей, этот результат нужно учитывать при оформлении книг для детей, которые только учатся читать.

Статья об исследовании опубликована в журнале Infant and Child Development.

Ранее ученые обнаружили взаимосвязь между возрастом, в котором ребенок научился читать, и дальнейшим интеллектуальным развитием.