09.07.2020
Денис Гордеев
6 326

У крыс обнаружили «эффект свидетеля»

3.0

В определенных ситуациях грызуны не будут помогать сородичу, оказавшемуся в беде.

Лабораторные крысы
Лабораторные крысы / P.Mason

Крыса с меньшей вероятностью поможет своему собрату, попавшему в ловушку, если рядом бездействуют другие крысы. Этот психологический феномен аналогичен “эффекту свидетеля”, который наблюдается у людей. Такие выводы сделали ученые из Чикагского университета в своей статье, опубликованной в издании Science Advances.

Понятие “эффекта свидетеля” было введено Джоном Дарли и Бибом Латане в 1968 году. Его также называют “эффектом Дженовезе” — в память об убийстве жительницы Нью-Йорка Китти Дженовезе. Свидетелями разных эпизодов преступления было около десяти человек, но ни один из них не предпринял что-либо, чтобы помочь жертве.

Чтобы понять, почему так произошло, Латане и Дарли провели несколько экспериментов, в которых моделировали чрезвычайную ситуацию (например, женщине стало плохо на улице, и она упала) и оценивали, как испытуемые на нее отреагируют. В ходе своих изысканий ученые обнаружили, что около 70% участников эксперимента были готовы помочь незнакомой женщине, если рядом больше никого не было; но в присутствии других людей эта цифра снижалась до 40%. Таким образом, при наличии других наблюдателей мы склонны частично или полностью перекладывать на них ответственность за решение ситуации.

Проявляется ли подобный эффект у других существ, для которых характерна определенная степень эмпатии и готовность помочь собрату в беде? В качестве испытуемых для проверки этой гипотезы были выбраны крысы. В 2011 году исследователи из Чикагского университета установили, что грызуны проявляют определенную степень эмпатии: они помогают сородичам освободиться из ловушки и делятся с пострадавшими лакомством.

Обычно крысы проявляют эмпатию / P.Mason

В том случае, когда несколько крыс видят попавшего в ловушку сородича, они обычно действуют сообща, совместными усилиями помогая пойманному животному выбраться. Однако ученые продемонстрировали, что при определенных условиях у этих грызунов тоже наблюдается эффект свидетеля. Для этого провели эксперименты, в которых части крыс ввели мидазолам — анксиолитический препарат, который среди прочего снижал способность крыс к эмпатии. Такие грызуны не чувствовали тревоги сородича, пойманного в ловушку, и не были склонны оказывать ему помощь.

Оказалось, животные, которые несколько раз подряд оказывались рядом с пойманной в ловушку крысой и в присутствии одной или нескольких «безразличных» крыс, в каждой новой подобной ситуации с меньшей вероятностью бросались на помощь пойманному животному. В контрольной группе, где никому из грызунов мидазолам не вводили, подобного эффекта не наблюдалось.

В присутствии «безразличных» крыс нормальные грызуны реже склонны помогать животным, которые попали в ловушку / Mason, Havlik et al., Science Advances, 2020

Как объясняют авторы экспериментов, такое поведение крыс в первой группе обусловлено «отсутствием подкрепления за помощь». «[Для крыс] хуже не иметь отзывчивой аудитории, чем быть [в такой ситуации] в одиночестве, — говорит ведущий автор исследования Пегги Мейсон. — Крысы пытаются помочь, но это не очень полезный опыт, потому что другим крысам все равно. Это как будто крыса говорит себе: “Я помогла вчера, и никому нет дела. Не буду делать этого снова”».

Это исследование должно стать основой для последующих работ по изучению группового поведения людей и животных в стрессовых ситуациях. «Причина, по которой мы наблюдаем эти модели готовности оказать помощь, глубже, чем полученные в детстве уроки о том, как быть добрыми друг к другу, — добавляет соавтор работы Маура Якоби. — Это явление не характерно исключительно для людей».

Ранее эксперименты на крысах показали эффективность кофеина для похудения, а мыши, заразившиеся токсоплазмозом, стали бесстрашными.