Частую смену смартфонов объяснили бессознательной стыдливостью

Американские психологи пришли к выводу, что перед анонсом новых моделей смартфонов люди склонны бессознательно избавляться от старых моделей ради повышения социального статуса. Результаты работы опубликованы в The Journal of Marketing Research.

4 024
Выбор редакции

В борьбе за внимание покупателей многие технологические компании регулярно обновляют линейку продуктов, совершенствуя старые модели. Такой стратегией, например, пользуется Apple, причем новые версии ее смартфона iPhone с момента выпуска в 2007 году анонсируются ежегодно. Поскольку объективно срок службы этих устройств превышает один год, ученых и маркетологов интересуют мотивы людей, которые согласны приобретать технику так часто.

 

Кроме того, неясной остается судьба старых, но рабочих моделей, от которых владельцы отказываются в пользу новой версии продукта. Предыдущие опросы показали, что люди не склонны избавляться от старой техники только по причине анонса. В новой работе ученые из Мичиганского университета и других учреждений попытались прояснить ситуацию. Для этого они изучили динамику объявлений об утерянных iPhone и сопоставили ее со временем анонсов.

 

Результаты показали, что незадолго до официальной презентации новых смартфонов число таких объявлений (использовалась база сайта IMEI Detective) стабильно снижалось и продолжало снижаться в последующем. Так, спустя несколько месяцев после выхода iPhone 5 в 2012 году количество таких объявлений росло и достигло пика летом 2013 года. Однако вскоре показатель упал: в сентябре 2013 года компания представила публике смартфон iPhone 5S.

 

Число объявлений до и после презентаций версии iPhone 5S и iPhone 6. / © Silvia Bellezza et al., The Journal of Marketing Research, 2016

Число объявлений до и после презентаций версии iPhone 5S и iPhone 6. / © Silvia Bellezza et al., The Journal of Marketing Research, 2016

 

Аналогичная тенденция наблюдалась перед выходом iPhone 6 в 2014 году. По мнению авторов, это может указывать на специфику поведения потребителей: осознавая отсутствие потребности в новом устройстве, они, тем не менее, бессознательно стремятся его получить и незаметно утилизируют старые модели. Таким образом человек может пытаться поддержать или повысить свой социальный статус, исключая основания считать себя расточительным.

 

Исследователи отмечают, что некоторые компании могут использовать этот психологический эффект в своих интересах. Причем речь также идет о представителях других отраслей, например о производителях средств личной гигиены. Между тем извлекать пользу из феномена может и общество. Так, ученые выступили за развитие сервисов, которые позволяют владельцам анонимно жертвовать гаджеты другим людям или сдавать их для переработки.

Психология

Naked Science Facebook VK Twitter
4 024
Комментарии

Быстрый вход

или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Вы сообщаете об ошибке в следующем тексте:
Нажмите Отправить ошибку