03.06.2023
Анна Новиковская
25 687

Кухонные доски оказались источником микропластика в человеческой пище

6.0

Разделочные доски можно найти почти на любой кухне по всему миру. Однако международная группа исследователей доказала, что эти кухонные инструменты иногда не то, чем кажутся.

Пластиковые доски становятся источником частиц микропластика в наших продуктах / ©Pixabay / Автор: Messiena Lucretius

Ни для кого не секрет, что по мере использования разделочные доски покрываются бороздками и царапинами, оставшимися после нарезки, шинковки и измельчения продуктов. Люди обычно этого не замечают, но при контакте с острыми лезвиями ножей с поверхности досок отрезаются или «выбиваются» крошечные частицы материала, из которого те состоят.

До сих пор никто не задавался вопросом, сколько таких микрочастиц производит один сеанс нарезки овощей на пластиковой или деревянной доске. Международная группа исследователей из США, Канады и Дании решила оценить количество таких частиц и проверить, какой эффект они оказывают на клетки живых организмов.

В ходе нескольких экспериментов исследователи оценивали влияние способов нарезки и материала доски на выделение в окружающую среду микрочастиц. Команда подсчитала, что за год нарезки продуктов на пластиковой доске можно произвести от 14 миллионов до 79 миллионов частиц микропластика (или до 50 граммов с доски), в то время как при использовании деревянной доски микрочастиц будет как минимум вчетверо больше.

Однако любопытно, что полиэтиленовые и деревянные микрочастицы, высвобожденные при нарезании моркови, не оказали существенного влияния на жизнеспособность мышиных клеток соединительной ткани в 72-часовом тесте. То есть результаты исследования, опубликованного в журнале Environmental Science & Technology, подтверждают роль разделочных досок как источника микропластика (или, в случае деревянных досок, микрочастиц дерева), но их потенциальное влияние на наше здоровье требует дополнительного изучения. Например, неясно, как они могут влиять на другие клетки организма мышей или людей, в том числе на отрезках времени в годы, а не в 72 часа.

Возможно, одним из способов решения проблемы будет использование разделочных досок из других материалов, например каучука, или досок со стеклянным покрытием. Другим выходом может стать использование металлических терок и щадящих способов нарезки продуктов без приложения больших усилий.