17 августа
Анна Новиковская

Первыми фруктоядными животными на Земле были птицы

4.5

Сегодня плоды деревьев составляют значительную часть рациона многих видов птиц, от попугаев и туканов до свиристелей и синиц. Однако теперь ученые выяснили, что любовь пернатых к фруктам берет свое начало еще 120 миллионов лет назад, вскоре после появления покрытосеменных растений на нашей планете.

Пара джехолорнисов в меловом лесу: один из них только что облегчился, рассеяв семена съеденных фруктов и поспособствовав распространению покрытосеменных растений / © phys.org

Фрукты поедают многие виды животных, от ящериц до летучих мышей и медведей, но сами плодоносящие деревья появились на Земле сравнительно недавно, в меловом периоде, ближе к закату эры динозавров.

Хотя питательная ценность фруктов сегодня не вызывает сомнений, ученые долгое время не знали, как быстро животные смогли оценить новое лакомство. Теперь они нашли ответ в виде окаменелости самого первого фруктоядного животного на планете — примитивной птицы джехолорниса (Jeholornis), жившей на территории современного Китая 120 миллионов лет назад.

Еще когда эта необычная птица размером с ворону была описана в 2002 году, ученые обратили внимание на разбросанные вокруг скелета семена, выглядевшие как содержимое желудка. Теперь, спустя 20 лет, исследователи наконец-то задались вопросом: питался джехолорнис только семенами или употреблял в пищу целые фрукты?

Чтобы решить эту загадку, они изучили несколько скелетов джехолорнисов и, выбрав образец с хорошо сохранившимся черепом, отсканировали его с помощью синхротрона в Австралийской организации ядерной науки и технологий (ANSTO). Оказалось, хотя череп джехолорниса сильно напоминает динозавровый, некоторые черты его строения — например, сильно уменьшенные зубы — сближают его с современными птицами, питающимися фруктами.

Трехмерная модель черепа джехолорниса

Судя по тому, что семена из желудка джехолорниса целые, он не раскалывал их, а глотал целиком, вероятно, вместе с окружающей их сладкой мякотью. У других образцов джехолорниса семян в желудке не было, но сохранились гастролиты — камни, с помощью которых зерноядные птицы перемалывают твердую пищу в мускульном желудке. Возможно, в разное время года эти птицы меняли свой рацион, питаясь и спелыми фруктами, и упавшими на землю семенами.

Помимо прямой выгоды для птиц, такие взаимоотношения принесли пользу самим растениям: поедая фрукты целиком, прожорливые и шустрые пернатые разносили семена по всей округе, что способствовало скорейшему распространению цветковых растений по планете.

Исследование опубликовано в журнале eLife.