03.12.2013
Редакция Naked Science
4 475

Этапы эволюции: пралюди

Когда появились приматы, а когда ? питекантропы? Что общего у героев Толкина и флоресийского человека? Сколько в нас неандертальца, а сколько ? денисовца? Кто мы, когда и откуда взялись?

body-Evolution

Разберемся по порядку.

65 млн лет назад (здесь и далее все цифры являются приблизительными) появились первые приматы. Если не считать одноклеточных организмов, возникших в период Кентерберийского взрыва ? они и есть наши древнейшие предки.

Последние данные говорят, что ближайшими родственниками приматов являются вовсе не тупайи, а шерстокрылы (кагуаны). Этих древесных млекопитающих можно встретить сегодня в Юго-Восточной Азии.

Кагуан

©Brehms Tierleben, Small Edition 1927

35 млн лет назад появились ископаемые обезьяны ? так называемые парапитеки.

25 млн лет назад ? ответвление первых человекообразных обезьян. Они уже были достаточно крупными, не имели хвоста, и были интеллектуальнее своих предков.

12-9 млн лет назад из них выделились дриопитеки ? предки горилл, шимпанзе и нас с Вами.

7 млн лет назад появилось прямохождение. Наши предки отделились от линии шимпанзе. Примерно через 3 млн лет появятся австралопитеки. Но и они все еще мало чем будут отличаться от обезьян.

2,5 млн лет назад (или чуть больше) ? «рубикон» в эволюции человека. Появляются каменные орудия труда, усиливается и усложняется функция руки. Намечается тенденция к увеличению мозга. Появляется человек умелый (Homo habilis).

Реконструкция Homo habilis

©wikimedia.org/ Lillyundfreya

2 млн лет назад на эволюционную «сцену» выходят питекантропы. Появляется человек работающий (Homo ergaster). Его мозг, как и он сам стали еще крупнее, похоже, что в его меню теперь входит и мясо. Появляются эректусы и другие виды «пралюдей». Все они будут скрещиваться и с нашими далекими предками, но, в конце концов, вымрут. Первый исход из Африки.

От 400 до 250 тыс лет назад  в роде Homo появляется около дюжины видов. Большая часть из них  вымрет, но некоторые успеют «завести детей» с нашими прямыми предками ? сапиенсами.

200 тыс лет назад в Африке складывается Homo sapience (кроманьонцы). Надо сказать, что еще задолго до этого на Земле появляется и другой почти человеческий вид ? неандертальцы. Они проживают в Европе и являются предками Homo ergaster, которые вышли из Африки еще 2 млн лет назад.

80 тыс лет назад выделяется малочисленная группа «почти» людей. В биологическом смысле они практически уже не отличаются от нас. Условная численность группы ? порядка 5 тыс особей. В это же время состоялся еще один исход из Африки. Хотя на самом деле, таких исходов, конечно же, было много. Пралюди мигрировали из «черного континента» и обратно.

40 тыс лет назад появляются современные люди.

Неандертальцы

Как мы уже знаем, неандертальцы заселили Европу гораздо раньше наших прямых предков ? кроманьонцев. Но выйдя из Африки 80 тыс лет назад, «понаехавшие» сапиенсы постепенно вытеснили «коренных» неандертальцев, которые сначала ушли высоко в горы, а потом и вовсе вымерли. Хотя на этот счет существуют разные точки зрения. Дело в том, что до сих пор неясно, имело ли место вытеснение как таковое, или нет. Маловероятно, чтобы нашим довольно «стройным» предкам пришло в голову воевать со здоровяками-неандертальцами. К тому же, сапиенсы были охотниками-собирателями, с численностью группы, к примеру, около 20 человек. И любая война была бы для них фатальна. Ученые полагают, что скорее всего вытеснение произошло за счет более успешной адаптированности и интеллектуальных способностей сапиенсов, они лучше охотились и, соответственно, ели больше мясной пищи.

Реконструкция неандертальского мужчины и женщины, Неандертальский музей, Меттман, Германия

©wikimedia.org/ UNiesert

Но дело даже не в этом. Археологами найдены скелеты с промежуточными признаками неандертальцев и кроманьонцев (сапиенсов). Скорее всего, смешивание между ними было и даже довольно активное. За последние годы был почти полностью расшифрован и ген неандертальцев. Выяснилось, что «неандертальская» примесь у сапиенсов присутствует ? она составляет от 1 до 4% (в среднем ? 2,5%). Если вы думаете, что это мало ? ученые советуют посчитать сколько процентов индейских генов у современного населения США. И сами же отвечают: индейской примеси окажется меньше, чем неандертальской. Так что, кто вымер ? неандертальцы или индейцы ? еще большой вопрос. И это несмотря на то, что чистокровные индейцы живут и здравствуют до сих пор.

Неандертальцев просто всегда было мало в принципе. Многочисленным их вид не был никогда. Кроме прочего, их, вероятно, вообще преследовали неудачи ? например, природные катаклизмы.

Неандертальцы были крупнее кроманьонцев. У них был более покатый лоб, огромные лицо и зубы. Их отличал, кстати, и очень большой, но приплюснутый мозг. Но в биологическом смысле принципиально они не отличались. Конечно, это были большие различия, чем между современными расами, но в целом это было различие в пределах или почти в пределах одного вида.

Из-за того, что у неандертальцев была речевая кость, язык и другие органы речи, ученые полагают, что неандертальцы, скорее всего, переговаривались между собой. Хотя делали это и не так, как кроманьонцы, поскольку у них были огромные, неповоротливые челюсти. У неандертальцев была высокая культура (естественно, если не сравнивать ее с нашей), они делали сложные орудия труда, основные из которых: скребло (для зачистки шкур), остроконечник (для охоты), рубило (осталось еще с питекантроповских времен). От орудий кроманьонцев их отличала однообразность. Сапиенсов отличала большая фантазия и живость ума. Жили неандертальцы максимум 45-50 лет. Средняя продолжительность жизни у них была ? 30-35 лет (впрочем, это мало чем отличается от продолжительности жизни обычных людей в средние века, и даже в начале прошлого века).

Реконструкция кроманьонки