Антинаучные мифы и их разоблачение — Naked Science

Антинаучные мифы и их разоблачение

Как любое лекарство имеет свои отрицательные побочные эффекты, так и развитие науки породило огромное количество суеверий и антинаучных мифов, активно распространяемых средствами массовой информации. Мы попытались разоблачить самые распространенные из них.

neyron

Человеческое тело взрывается в открытом космосе

Фантастические голливудские фильмы внесли основной вклад в создание и распространение этого мифа. В самом деле, какой режиссер откажется от эффектно взрывающегося человеческого тела между звездами?

На самом деле человеческий организм способен выжить 15-30 секунд в открытом космосе без скафандра, при условии, что он выдохнет из себя весь накопившийся воздух (иначе разница между внутренним и внешним давлением разорвет ему легкие). 15 секунд спустя кислородное голодание вызовет обморок, а затем последует смерть от удушья.

Космические скафандры предназначены для осуществления безопасного пребывания и работы космонавта в открытом космосе

Самая яркая звезда на небе ? Полярная

У Сириуса звездная величина составляет 1.47, в то время как у Полярной ? лишь 1.97 (чем меньше значение, тем ярче звезда). Тем не менее, Полярная звезда (так же Киносура или Северная звезда) ? играет для ориентирования на местности и навигации существенную роль, поскольку всегда указывает на север, а ее высота над горизонтом совпадает с широтой места, откуда ведется наблюдение.

Киносура ? самая яркая звезда в созвездии Малой Медведицы. Из-за прецессии земной орбиты каждые двести лет альфа Малой Медведицы смещается на один градус, поэтому примерно через 1000 лет она уступит свою роль «указателя на север» Альраи, гамме Цефея, как до этого переняла функцию путеводной звезды у Кохаб, беты Малой Медведицы.

Полярная звезда представляет собой систему из трех звезд. Полярная А – яркая звезда-сверхгигант внизу рисунка. Полярная В находится в 18 угловых секундах от нее и видна уже в любительские телескопы, а  Полярная Ab находится так близко к Полярной А, что ее смогли увидеть только в 2006 году при помощи космического телескопа «Хаббл»

©NASA, ESA, G. Bacon (STScI)

Правило пяти секунд ? быстро поднятое не считается упавшим

Собственно, даже те, кто пользуется этим правилом, отлично понимают, насколько оно абсурдно. Любые бактерии на сухом полу немедленно вступают в контакт с упавшей едой и загрязняют ее, независимо от того, прошло ли пять секунд или пять часов.

Впрочем, так ли это плохо ? съесть бутерброд с дополнительными бактериями с пола? Ведь борьба организма с не слишком опасным источником заражения дополнительно укрепляет иммунную систему.

Так или иначе, многие люди кладут в рот даже упавший на пол кусок пирога или мяса, если он выглядит достаточно аппетитно. А «правило пяти секунд» ? всего лишь своего рода шуточное оправдание.

Правило пяти секунд ? быстро поднятое не считается упавшим

©Flickr/ Phreddie

У Луны есть темная половина

Полная чушь ? Луна, как и Земля, освещается солнечным светом со всех сторон. Недоразумение возникло из-за того, что период обращения Луны вокруг нашей планеты в точности равен ее периоду обращения вокруг собственной оси. Поэтому обратную сторону Луны, вернее 41% ее поверхности, люди никогда не могли увидеть до начала эпохи освоения космоса.

Впервые Луну с невидимой стороны удалось сфотографировать в 1959 году с советской автоматической межпланетной станции Луна-3. Основная часть лунных кратеров находится именно на обратной стороне, зато, в отличие от видимой, на «темной» половине почти нет морей.

Луна с «Зонд-8»