07.12.2022
3 854

Зимним вспышкам простудных заболеваний нашли объяснение на клеточном уровне

5.3

Зимой, одевая детей потеплее, поколения родителей объясняют это тем, что холод ослабляет иммунитет. Однако лишь теперь ученые смогли доказать это в эксперименте и показали, что именно происходит в организме и приводит к снижению его защиты от инфекций.

©William Brawley, Flickr

Сезонные вспышки простуды — очевидный факт. Обычно их связывают с тем, что зимой люди проводят намного больше времени в помещении, собираются плотнее, создавая отличные условия для быстрого распространения инфекций. Есть и более экзотические идеи, включая влияние пероксида водорода в каплях воды. Но чаще говорят о вызванном холодом ослаблении иммунитета. Но отчего и как это происходит, с какими физиологическими процессами связано? Узнать это удалось лишь недавно, благодаря работе американских медиков, статья которых опубликована в Journal of Allergy and Clinical Immunology.

Одной из первых линий защиты нашего организма от передающихся воздушно-капельным путем инфекций выступают клетки слизистой, расположенные ближе к кончику носа. Несколько лет назад Бенджамин Блейер (Benjamin Bleier) и его коллеги показали, что в ответ на потенциальную опасность они выделяют специальные слизистые пузырьки. Такие экзосомы эффективно связывают клетки бактерий, затрудняя их распространение, а также содержат антибактериальные ферменты, тут же атакующие противника.

В новом исследовании Блейер с соавторами продемонстрировали работу этого механизма при противодействии вирусам. Забранные у людей образцы клеток подвергали действию двух риновирусов и одного коронавируса (не того, который вызывает Covid-19) — самых частых причин простудных заболеваний. И действительно, клетки активно производили экзосомы, которые облепляли вирусные частицы. Состав экзосом при этом отличался от тех, что борются с бактериями. В частности, они содержали фрагменты мембранных белков, с которыми вирусы связывались, атакуя, как ложные мишени.

Чтобы выяснить, как работает эта защита на холоде, ученые просили добровольцев провести 15 минут при плюс четырех градусах Цельсия, после чего измеряли температуру в носу. Оказалось, за это время она успевала упасть более чем на десять градусов. Затем в такую температуру помещали и клеточные культуры, после чего снова подвергали их воздействию вирусов. В подобных условиях клетки производили в среднем меньше экзосом. По-видимому, именно этот механизм ведет к снижению защиты организма и регулярным вспышкам простуды в зимний сезон.