Ученые показали разницу между утренним и вечерним стрессом

Ученые показали разницу между утренним и вечерним стрессом

По вечерам организм производит меньше кортизола в ответ на стрессовые раздражители.

Исследователи из Университета Хоккайдо (Япония) провели эксперимент с группой добровольцев, чтобы определить различия в работе организма при стрессовых условиях в разное время суток. Они обнаружили, что вечером производится меньше кортизола в ответ на одни и те же раздражители. Их работа опубликована в журнале Neuropsychopharmacology Reports.

Ученые наблюдали за работой оси из трех компонентов: гипоталамуса, гипофиза и надпочечников (hypothalamic‐pituitary‐adrenal axis) — все они задействованы в ответе тела на стрессовые ситуации. Для эксперимента авторы отобрали 27 здоровых молодых людей (семь девушек). В первые две недели организаторы замеряли режим дня участников и их уровень кортизола в течение суток с промежутком между мазками в два часа. Затем они случайным образом разделили добровольцев на две группы и провели социальный стресс-тест Триера в утренние и вечерние часы, также измерив уровень кортизола.

Суть теста заключается в создании стрессовой ситуации для человека. Добровольца приглашают в комнату с камерой и тремя «экспертами», которые проводят интервью, выясняя личную информацию о человеке. Затем его просят встать напротив камеры и за пять минут выполнить в уме арифметические задания. Образцы слюны исследователи брали за 15 минут до теста, сразу по завершении и в течение 30 минут с интервалом в каждые десять минут после окончания.

Сравнение уровней кортизола двух групп утром и вечером во время стресса и после него / ©Neuropsychopharmacology Reports

Для первой группы тест проводился спустя два часа после пробуждения, для второй — спустя десять часов. Уровень кортизола первых оказался значительно выше, чем у вторых, как сразу после испытания, так и по прошествии получаса.

Кортизол называют гормоном стресса. Во время напряженных для организма ситуаций он помогает не допустить критического изменения артериального давления и активизирует работу мышц, снижая в них расход глюкозы.

Ранее биологи из Университета Техаса провели исследование с многочисленной выборкой, чтобы узнать, как повышенный уровень кортизола влияет на когнитивные способности и память после 40 лет. Они выяснили, что повышенный стресс приводит к ухудшению памяти.

Любители птиц из разных регионов Канады помогли ученым проследить, как новая вариация песни белогорлых воробьев распространяется по их популяциям, вытесняя старые надоевшие мелодии.

Археологи ТюмГУ и Тюменского научного центра СО РАН выяснили, что северное таежное население просочилось в Зауралье в III веке нашей эры, то есть раньше, чем принято считать. К такими выводам ученые пришли, изучив жилище, вещевой и керамический комплексы Саровского поселения.