В России подтвердили первые случаи заражения человека птичьим гриппом H5N8 — Naked Science

В России подтвердили первые случаи заражения человека птичьим гриппом H5N8

6.7

Генетический материал патогена выделили из образцов семерых работников птицефабрики на юге России, где в конце прошлого года произошла вспышка этого заболевания среди птиц.

Птицефабрика
Птичий грипп (лат. Grippus avium), классическая чума птиц — острая инфекционная вирусная болезнь птиц, характеризующаяся поражением органов пищеварения, дыхания, высокой летальностью около 56% / © Manjunath Kiran/AFP

Специалисты государственного научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор» подтвердили первые случаи инфицирования человека штаммом H5N8 вируса птичьего гриппа А на территории России. Об этом важном открытии сообщила руководитель Роспотребнадзора Анна Попова.

«Учеными центра “Вектор” выделен генетический материал этого вида гриппа птиц у семерых сотрудников птицефабрики на юге Российской Федерации, где в декабре 2020 года среди поголовья птиц была зарегистрирована вспышка», — уточнила глава ведомства, отметив, что в то же время это первый в мире лабораторно доказанный случай заражения этим вариантом вируса. Больные перенесли инфекцию в легкой форме и сегодня, по словам Поповой, чувствуют себя хорошо.

Она поспешила успокоить публику: вирус — по крайней мере пока — не приобрел способность передаваться от человека к человеку. А если он станет патогенным, то времени на разработку вакцины достаточно. «Обнаружение этих изменений, когда вирус еще не обрел свойство передаваться от человека к человеку, дает всем нам, всему миру, время подготовиться к возможным изменениям и уже реагировать адекватно и своевременно: и разработать тест-системы, и подготовить вакцинные платформы для того, чтобы в случае, когда этот вирус станет боле патогенным и более опасным для человека и обретет навык передаваться от человека к человеку, мы были во всеоружии и были полностью готовы», — добавила Попова.

Через несколько часов после заявлений главы Роспотребнадзора СМИ сообщили, что вспышка птичьего гриппа произошла на фабрике в голландском городе Синт-Уденрод (провинция Северный Брабант), где содержатся около 35 тысяч птиц. По данным местного Министерства сельского хозяйства, животные заразились высокопатогенным вариантом.

Птиц с этой фабрики, а также с двух находящихся по соседству — всего около 132 тысяч животных — уничтожат, чтобы не допустить распространения вируса. Также власти ввели запрет на перевозку птиц, птичьего помета, яиц и использованных подстилок в 10-километровой зоне вокруг фабрики в Синт-Уденроде.

Птичий грипп — или Grippus avium, классическая чума птиц, поражающая органы пищеварения и дыхания — с нами относительно давно: первые случаи заражения им среди этих животных зарегистрировали в Италии конца XIX века. Затем вспышки болезни фиксировали в XX веке в Европе, Африке и Азии, а потом и в Соединенных Штатах. В 1997 году от штамма H5N1 впервые умер человек — трехлетний мальчик из Гонконга. Всего тогда заболели еще 18 человек, шестеро впоследствии тоже скончались. Летальность Grippus avium оценивают в 56 процентов.