Какие профессии востребованы сегодня?
21 февраля
1 928

Фталаты и бисфенолы связали с проблемами в развитии речи у детей

4.7

Молекулы этих крайне распространенных соединений по форме напоминают женские половые гормоны, поэтому их наличие в организме беременной нарушает обычное развитие плода и отражается на умственном развитии ребенка в дальнейшем.

Фталаты и бисфенолы, а равно и перфторированные органические соединения весьма распространены в среде обитания современных людей. Ими придают пластичность полимерным изделиям, они обнаруживаются в пластиковых бутылках с водой и иными напитками (в банках тоже: изнутри их покрывают бисфенолами). Содержатся эти вещества и в трубках, используемых в пищевой промышленности, то есть встречаются в продуктах питания. Наконец, любой контакт с пластиковым изделием — от секс-игрушки до некоторых видов одежды — может дать некоторое количество фталатов.

Авторы новой работы в Science поставили целью выяснить, насколько наличие таких веществ в организме беременной женщины способно повлиять на развитие ее ребенка. Результаты выглядят достаточно неприятно.

Исследователи решили сконцентрировать внимание не на отдельных видах ксеноэстрогенов — химических соединений, молекулы которых похожи на эстроген, женский половой гормон, — а на целой группе таких соединений, вырабатываемых химической промышленностью. Их позиция обусловлена тем, что у одного человека в организме может быть меньше фталатов, но больше бисфенолов (например, он пьет не из пластиковых бутылок, а из алюминиевых банок), а у другого — наоборот. В итоге «сигнал» от воздействия искусственных ксеноэстрогенов на организм будет «зашумливаться». А вот если учесть в одной работе сразу все вещества с подобными свойствами, зашумливание снизится.

Согласно работе, в крови и моче беременных женщин в Швеции выявили значительное количество подобных соединений. Чтобы понять, как они могут влиять на развитие мозга, авторы провели биологические эксперименты на культурах человеческих клеток, дифференцированных в клетки мозга. Оказалось, наличие ксеноэстрогенов нарушало нормальную регуляцию клеточных культур и приводило к сбоям в синтезе белков на основе целого ряда генов. Иными словами, нормальный рост мозга при воздействии подобных соединений находится под большим вопросом.

Эксперименты на рыбах и лягушках показали похожую картину: гормональное регулирование их развития при уровне фталатов, бисфенолов и перфторированных соединений серьезно нарушалось. Сравнивая результаты экспериментов с теми уровнями подобных соединений, что зарегистрированы у шведских беременных, ученые пришли к выводу: в 54% случаях такой уровень должен был привести к аномалиям в развитии ребенка. Например, к задержке в развитии речи в первые 30 месяцев жизни.

Как отмечают ученые, опасный для развития мозга уровень загрязнений де-факто — норма в современных условиях. Значит, негативное влияние упомянутых соединений может быть крайне распространено и в той или иной мере затрагивать большинство детей, родившихся в последние десятки лет.

Особенную остроту проблеме придает то, что предельно допустимые уровни того или иного эстрогена в организме беременных сами по себе не превышены. Однако в сумме уровни разных ксеноэстрогенов получались достаточно высокими — и именно их кумулятивное воздействие на организм оказывалось уже весьма тяжелым. Похоже, чтобы бороться с проблемой, придется изменить законодательство в этой области, позволяя считать кумулятивные дозы разнотипных загрязнителей ксеноэстрогенного типа.