А у нас самое большое научное СМИ в Telegram!
Подписаться
09.09.2019
Денис Гордеев
18 720

Один удар по голове может привести к нейродегенеративным заболеваниям

Оказалось, что даже единичная травма головы может вызвать появление клубков тау-белка — возможной причины развития деменции и болезни Альцгеймера.

1567670338_mozga

Как правило, исследования последствий травм головы касаются вреда повторяющихся сотрясений. Они неизменные спутники многих спортивных и рабочих профессий, и известно, что такие травмы несут в себе многочисленные дополнительные риски и побочные эффекты.

В работе, опубликованной в журнале Science Translational Medicine, авторы выяснили, какие последствия могут быть от единственного сильного удара по голове.

Ученые сравнили мозг 21 добровольца, которые ранее получали удар по голове, и 11 человек, не переносивших таких травм, с помощью позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ). Этот радионуклидный томографический метод исследования позволяет получить трехмерную реконструкцию объекта внутри организма. Реконструкция получается за счет скопления частиц вокруг исследуемого объекта, например, определенной ткани в организме.

Такой тканью-мишенью авторы выбрали тау-белок — изоформу белка, ассоциированного с микротрубочками. Эти белки служат для стабилизации клеточных структур, тау-белок в основном встречается в нейронах. При нейродегенеративных заболеваниях, например, болезни Альцгеймера чрезмерно фосфорилированный тау-белок перестает адекватно работать и образует нейрофибриллярные клубки. Наряду со скоплениями другого белка — бета-амилоида, образующего бляшки — клубки тау-белка, как полагают, играют ключевую роль в патологии таких болезней. Обнаружение таких скоплений — маркер заболевания. При этом точные механизмы влияния этих белков, причины их деформации и избыточного отложения — предмет споров и многочисленных исследований.

Сканирование показало, что у тех, кто получал когда-либо травму головы, есть накопления тау-белка в правой затылочной доле — задней части мозга. Эти скопления были у них вне зависимости от того, насколько человек восстановился после увечья, и отмечались даже у тех, кто пострадал несколько десятилетий назад. Впервые такие скопления зарегистрированы у тех, кто перенес повреждения всего один раз в жизни.

«Это исследование будоражит тем, что оно — первый шаг к сканированию, которое может дать четкое представление о том, сколько тау в мозге и где он находится», — отмечает автор работы, невролог Никос Горгораптис из Имперского колледжа Лондона. «Поскольку в ближайшие годы будут развиваться методы лечения, которые могут быть нацелены на клубки тау, эти сканирования помогут врачам выбрать пациентов, которые могут получить пользу, и контролировать эффективность этих методов лечения». Отмечается, что результаты работы должны быть учтены при планировании лечения пострадавших от ударов. Даже если подобное случилось лишь единожды, последствия могут проявиться годы спустя.