Генная терапия вернула зрение слепым мышам

Генная терапия вернула зрение слепым мышам

Американские ученые превратили сигнальные клетки сетчатки в фоточувствительные и полностью восстановили зрение у слепых лабораторных мышей.

blindmice0

Вернуть зрение лабораторным мышам удалось довольно просто. Ученые из команды профессора Университета Беркли Эхуды Исакофф (Ehud Isacoff) внесли животным ген, кодирующий рецепторный белок опсин, чувствительный к зеленому цвету, и уже через месяц грызуны смогли ориентироваться в лабиринте, полагаясь на восстановленные глаза. По словам авторов, зрение мышей стало не идеальным, но достаточно острым, чтобы различить буквы на экране планшета. Авторы надеются, что уже через несколько лет метод начнут испытывать на людях: «Достаточно внутриглазной инъекции модифицированных вирусных частиц, — говорит профессор Исакофф, — и через пару месяцев больной сможет что-то видеть».

В самом деле, к дегенерации сетчатки ведут и заболевания, и неизбежные возрастные изменения. По оценкам ученых, от нее страдает каждый десятый человек старше 55 лет, причем это состояние до сих пор остается плохо излечимым. Еще около 1,7 миллиона человек по всему миру страдают от врожденной слепоты, вызванной дегенерацией сетчатки из-за мутации в любом из сотен важных для ее развития генов. В некоторых тяжелых случаях единственным вариантом для них остается установка зрительных имплантатов — пока еще весьма далеких от совершенства.

Большинство подобных нарушений приводят к массовой гибели светочувствительных клеток глаза, палочек и колбочек. С другой стороны, другие типы клеток сетчатки, включая ганглионарные, которые в норме получают сигнал от фоторецепторов, и биполярные, которые собирают сигналы от ганглионарных клеток и отправляют дальше в мозг, — обычно остаются незатронутыми деградацией. Придать им дополнительные функции светочувствительности позволяет генная терапия.

Генная терапия дегенерации сетчатки использует модифицированные частицы вируса в качестве «вектора» для доставки генов к целевым клеткам. Прежде их требовалось вносить с ювелирной точностью в слои ниже самой сетчатки (внизу), теперь же достаточно инъекции в стекловидное тело (наверху) / ©John Flannery, Berkley University

Американские генетики использовали частицы аденоассоциированного вируса (AAV), который не вызывает у людей серьезных заболеваний, но способен встраиваться в наш геном. Ученые модифицировали AAV так, что он получил способность избирательно связываться с ганглионарными клетками сетчатки. Закрепившись на поверхности, они вносят внутрь клетки ДНК, кодирующую ген опсина, который в норме содержится в фоторецепторах и делает их чувствительными к свету зеленой и желтой частей спектра. Операция на мышах прошла успешно, и после инъекции таких частиц их ганглионарные клетки начинали синтезировать чувствительный белок, регистрировать свет и снова передавать зрительные сигналы дальше по цепочке.

Треки первой минуты перемещения мышей в незнакомой клетке: наверху  — животного, слепого от рождения; посередине — животного с восстановленным зрением; внизу — контрольной здоровой мыши / ©John Flannery, Ehud Isacoff, Berkley University

«В тех пределах, в которых позволяют судить тесты, поведение мышей с восстановленным зрением ничем не отличалось от поведения полностью здоровых», — добавляют авторы работы. Впрочем, заявленная эффективность нуждается в подтверждении на людях. В конце концов, наша сетчатка содержит в сотни раз больше и фоторецепторов, и ганглионарных клеток. Человеку потребуется инъекция намного большего числа вирусных частиц, а насколько они восстановят его зрение, покажут лишь полноценные клинические исследования.

Статья исследователей из Фуданьского университета, выложенная в архиве препринтов, показывает, что некоторые пациенты, выздоровевшие от коронавирусной инфекции, не имеют в крови антител к вирусу SARS-CoV-2. Это ставит под вопрос эффективность пассивной терапии антителами и вакцинации.

Ученые предполагают, что количество вариаций гена ACE2 может ответить на вопрос, почему Италия стала лидером по смертности от коронавируса.