1 июля
Михаил Орлов

Пена с угарным газом снизила воспаление

4.3

Угарный газ CO пользуется дурной славой: он опасен, образуется из различных источников и вызывает тяжелое отравление даже в малых дозах. Однако это соединение можно использовать для лечения — в качестве противовоспалительного и заживляющего средства, в том числе с доставкой к целевым тканям в пенистом материале. Именно такой подход авторы новой статьи заимствовали из молекулярной кухни.

Пузырьки угарного газа в пенистом материале для доставки
Пузырьки угарного газа в пенистом материале для доставки / © Traverso Lab

Ни для кого не секрет, что угарный газ (монооксид углерода, CO) опасен. Он образуется при неполном сгорании, работе двигателей и даже в зажженной сигарете. Эта маленькая молекула прочно связывается с гемоглобином и с трудом от него отделяется, из-за чего сильно нарушает доставку кислорода к тканям.

Однако есть у CO и другие свойства — прямо противоположные. Медики могут использовать угарный газ для изменения иммунной реакции, в том числе подавления воспалительных процессов и даже усиления регенерации тканей. Благодаря этому CO снижает риск отторжения пересаженных органов, замедляет рост опухолей и снижает уровень повреждений, вызванных радиацией. Выходит, CO может стать основой для терапии тяжелых болезней легких, кишечника — и не только.

Международная команда исследователей опубликовала новую статью в Science Translational Medicine. В ней описана методика, которая позволяет использовать ценные свойства CO и избегать его токсическое действие. Авторы предлагают использовать особое средство доставки — пены, захватывающие газообразные вещества пористые материалы (gase-entrapping materials, GEM).

Ученые вдохновлялись примером модной в современной кулинарии тенденции — так называемой молекулярной кухни. В ней среди прочего активно используют пены, полученные за счет сильного измельчения и вспенивания газом. Таким образом можно придать необычную структуру и тонкий вкус самым разным продуктам — от кофе до мяса и даже грибов.

С помощью «начиненного» угарным газом в низкой концентрации пенистого носителя исследователи планируют лечить людей с колитом и другими заболеваниями. Пока же они успешно провели доклинические исследования — на мышах с воспалением толстой кишки и острой печеночной недостаточностью.

«Возможность направленной доставки газов может изменить наши взгляды на терапию в целом. Обычно газ не рассматривают как средство для орального введения (или ректального), а в этом случае мы получаем впечатляющий новый подход, который поможет нашим пациентам», — утверждает Джованни Траверсо (Giovanni Traverso), один из авторов новой публикации и сотрудник Массачусетского технологического института (США).

Ученые подчеркивают, что та же технология вполне подходит для доставки других газов с терапевтическим потенциалом.