1 июля
Сколтех

Представлен новый метод прогнозирования силы 11-летнего солнечного цикла

Ученые из Сколтеха, Грацского университета Карла и Франца и Обсерватории Канцельхоэ (Австрия), Обсерватории Хвара (Хорватия) и Мирового центра данных SILSO при Королевской обсерватории Бельгии представили новый метод прогнозирования силы 11-летнего цикла солнечной активности. Полученные результаты имеют большое значение для предсказания и минимизации последствий неблагоприятного воздействия космической погоды на здоровье космонавтов и пилотов воздушных судов, а также на работу современных технических систем в космосе и на Земле.

Солнечные пятна / ©Getty images

Результаты исследования опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysics. Солнце — это не только источник энергии, света, тепла и комфортной жизни на Земле, но и мощных выбросов, оказывающих непосредственное влияние на космонавтов, космическую технику и наземную инфраструктуру. В начале XVII века Галилео Галилей дерзнул направить свой телескоп на Солнце и обнаружил там солнечные пятна, а в XIX веке стало понятно, что они появляются и исчезают с определенной периодичностью — в среднем каждые 11 лет. Сегодня наблюдения за пятнами на Солнце ведутся в более чем в 80 обсерваториях по всему миру. История непрерывных наблюдений за солнечными пятнами насчитывает уже более четырех столетий — других примеров столь же длительных научных экспериментов история не знает.

Пятна на Солнце — это визуальные маркеры мощного магнитного поля, поднявшегося из недр Солнца. Магнитная трубка вместе с солнечным веществом выходит из одного пятна и, образуя огромную арку, входит в другое. Поэтому в основном пятна наблюдаются парами, у которых, как у магнита, одна сторона положительная, а другая отрицательная. В этих арках накапливается свободная магнитная энергия, которая может внезапно высвободиться, например в виде вспышек или выброса плазмы.

Солнечная вспышка всего лишь за несколько минут выделяет в сто тысяч раз больше энергии, чем производят все электростанции на Земле за целый год. Свет от вспышки достигает нашей планеты всего за восемь минут, и если бы не атмосфера Земли, все мы оказались бы под воздействием мощного рентгеновского излучения. К счастью, плотные слои нашей атмосферы поглощают опасные рентгеновские лучи, но, тем не менее, это не происходит бесследно, и из строя может выйти радиосвязь и GPS.

Во время одной из таких вспышек в ноябре 2015 года в Швеции с радаров авиадиспетчеров внезапно исчезли самолеты. Когда у Солнца «портится настроение» и надвигается магнитная буря, авиакомпании вынуждены отменять рейсы через полюса, где во время таких бурь полностью отказывает радиосвязь. Кроме того, нередко сразу после вспышки из солнечной короны в космос выбрасываются облака плазмы. Это так называемые корональные выбросы массы — гигантские пузыри магнитной плазмы массой в несколько миллиардов тонн, которые вытягиваются из Солнца на большой скорости и могут всего за несколько дней достигнуть Земли, если она случайно окажется на их пути. Так настроение Солнца передается нашей планете — на Земле начинает бушевать магнитная буря и вспыхивает полярное сияние.

«Сейчас мы находимся в фазе роста нового солнечного цикла (№ 25), и на Солнце появляется все больше и больше пятен. А чем их больше, тем больше солнечных бурь, вспышек и корональных выбросов массы. Недавно компания SpaceX запустила в космос 49 спутников (кубсатов) в рамках интернет-проекта Илона Маска Starlink, но, к сожалению, подавляющее большинство спутников так и не достигло заданной орбиты.

В результате финансовый ущерб компании превысил 50 миллионов долларов, а всему виной оказалась солнечная буря. Поэтому, чтобы жить в гармонии с буйным нравом Солнца, чрезвычайно важно прогнозировать солнечную активность при планировании запусков и долгосрочных космических полетов, расчетах уровней радиации в процессе полета самолета и решении множества других задач, связанных с космической погодой», — рассказывает ведущий автор исследования, доцент Сколтеха Татьяна Подладчикова.

Авторы исследования, опубликованного в журнале Astronomy & Astrophysics, разработали новый метод прогнозирования силы солнечного цикла и показали, что максимальная скорость роста солнечных пятен в фазе роста цикла служит надежным показателем его амплитуды. Ранее ученые представили новый каталог полушарных чисел Вольфа, а в данной работе с его помощью продемонстрировали, что учет динамики солнечной активности отдельно по каждому из полушарий Солнца позволяет более точно предсказывать амплитуду цикла.

«Магнитное поле Солнца — это драйвер 11-летнего цикла солнечной активности и взрывных солнечных событий. В результате исследования мы установили, что более точные прогнозы солнечной активности можно получить, используя данные о солнечных пятнах отдельно по каждому из полушарий Солнца, где наглядно видна асимметричность и расхождение по фазе в динамике солнечного магнитного поля между северным и южным полушариями», — отмечает соавтор исследования, профессор Грацского университета и директор обсерватории Канцельхоэ, Астрид Верониг.

Соавтор статьи, аспирант Сколтеха Шантану Джаин подчеркивает практическую значимость исследования: «Полученные результаты позволяют точно прогнозировать динамику солнечного цикла и заблаговременно готовиться к экстремальным явлениям космической погоды. С ростом зависимости человека от технологий в XXI веке космическая непогода может не только серьезно нарушать ход нашей повседневной жизни, но и наносить ущерб энергосетям, линиям связи и сети интернет, а значит, приводить к значительным экономическим потерям. Однако, при наличии эффективных и точных методов прогнозирования космической погоды можно избежать серьезных последствий воздействия Солнца на человека и технику».

«Наша работа наглядно показала, насколько важно проводить исследования и регулярно собирать данные о независимо в разных полушариях Солнца. Следует также отметить, что наш метод можно использовать в режиме реального времени: он позволяет непрерывно прогнозировать амплитуду солнечного цикла на протяжении всей фазы роста цикла и обновлять прогноз каждый раз, когда очередное значение скорости роста солнечной активности оказывается больше предыдущего.

По нашим прогнозам, основанным на имеющихся данных, амплитуда текущего солнечного цикла (№ 25) составит как минимум 110±26, что сравнимо с предыдущим 11-летним циклом (№ 24)», — рассказывает один из авторов работы, выпускница магистратуры Сколтеха Ольга Сутырина, которая в настоящее время работает в должности научного сотрудника в компании Schlumberger.

«Подобные среднесрочные прогнозы можно составлять только на основе наблюдений, охватывающих длительные периоды времени в прошлом и отражающих фактическую эволюцию солнечного цикла за несколько столетий. В нашей работе использовалось обновленное число солнечных пятен из последних данных SILSO, а также информация о полушариях Солнца из фотокаталога Гринвичской обсерватории. Эти данные в совокупности образовали еще более обширную статистическую базу данных для создания нового метода прогнозирования солнечной активности», — комментирует один из авторов статьи, руководитель Мирового центра данных SILSO Фредерик Клет.