24.04.2023
5 084

Частицы пластика оказались способны проникать в мозг

5.3

Крошечные пластиковые частицы попадают в организм с пищей, водой и воздухом, накапливаясь в тканях и клетках. Считалось, что лишь центральная нервная система достаточно защищена от них границей гематоэнцефалического барьера. Однако ученые выяснили, что пластик способен преодолевать его и уже спустя пару часов после приема пищи такие частицы обнаруживаются в мозге.

©Oregon State University / Автор: Godefridus Victorinus

Миллионы тонн пластика, попадающие в природу каждый год, не лежат мертвым грузом. Медленно разлагаясь и распадаясь, они распространяются в почве, воде и воздухе, попадая в живые организмы. Крошечные пластиковые частицы накапливаются в растениях и животных и со временем способны вызывать самые серьезные проблемы со здоровьем. Не так давно ученые даже предложили считать такое состояние новой болезнью — «пластикозом».

В самом деле, микро- и наноразмерные частицы пластика могут проникать внутрь тканей и даже отдельных клеток. С пищей они оказываются в кишечнике, откуда с кровью и другими жидкостями разносятся по всему телу. Однако до сих пор считалось, что одна часть организма остается для пластика непроницаемой — центральная нервная система, отделенная от него надежной границей гематоэнцефалического барьера.

Но новая работа ученых из Медицинского университета Вены показала, что и ЦНС не так уж защищена от проникновения пластика. Эксперименты на мышах, получавших некоторое количество полистироловых частиц вместе с пищей, продемонстрировали, что уже через два часа после еды самые мелкие наночастицы обнаруживаются в головном мозге животных. Об этом Лукас Кеннер (Lukas Kenner) и его соавторы пишут в статье, опубликованной в журнале Nanomaterials.

Попадая в организм с пищей, частицы нанопластика облепляются «биомолекулярной короной». Благодаря этому они преодолевают защитный барьер ЦНС и оказываются прямо в мозге / ©Verena Kopatz et al., 2023

Гематоэнцефалический барьер образован несколькими слоями особенно плотно уложенных клеток, которые контролируют движение веществ между ЦНС и остальными частями организма, защищая ее от микробов, токсинов и даже «внешних» иммунных клеток, способных нанести большой вред чувствительной нервной ткани. Как показали опыты Кеннера и его коллег, преодолеть эту границу способны лишь самые мелкие пластиковые частицы, размеры которых не превышают 0,001 миллиметра.

Ученые выяснили, что ключевую роль в способности таких частиц проникать через гематоэнцефалический барьер играет их «биомолекулярная корона». Как только крошечный фрагмент пластика оказывается в организме, его поверхность «облепляют» различные биологические вещества, включая холестерин. Именно наличие такой оболочки позволяет крошечным частицам преодолевать последний уровень защиты организма и оказываться в его «святая святых» — в мозге.