05.06.2017

LIVE: Запуск «Протон-М» со спутником EchoStar 21

Российско-американское предприятие International Launch Services (ILS) 8 июня проведет запуск ракеты-носителя «Протон-М» с геостационарным спутником EchoStar 21. Старт назначен на 6:45 по московскому времени.

©Wikipedia / Автор: Михаил Григорьев

«Протон-М» — трехступенчатая ракета-носитель тяжелого класса. В 2001–2012 годах вытеснила свой прототип, «Протон-К», получив новую систему управления на базе цифрового вычислительного комплекса. Аппарат предназначен для выведения на низкую опорную, геопереходную и геостационарную орбиты коммерческих (в том числе иностранных) спутников, модулей Международной космической станции (МКС), а также орбитальных станций и пилотируемых космических кораблей. При стартовой массе 705 тонн ракета может нести груз массой до 23 тонн. Как правило, сейчас «Протон М» используется в комплексе с разгонным блоком «Бриз-М» на тетраоксиде диазота (АТ) и несимметричном диметилгидразине (НДМГ).

По сравнению с другими типами разгонных блоков, «Бриз-М» имеет увеличенный запас топлива (до 20 тонн). В конфигурации с ним «Протон-М» выпускается в четырехступенчатом варианте и превосходит многие аналоги по дешевизне коммерческих запусков (около 65 миллионов долларов), возможной частоте производства и массе полезной нагрузки. Первая ступень «Протон-М» состоит из центрального и шести боковых блоков и оснащена шестью маршевыми жидкостными двигателями РД-275. На вторую ступень установлено четыре двигателя (РД-0210 и РД-0211), на третью — установка РД-0212 из РД-0213 и РД-0214. «Бриз-М» оборудован одним двигателем С5.98М.

В новой миссии комплекс «Протон-М» — «Бриз-М» выведет на геостационарную орбиту американский спутник связи EchoStar 21. Первоначально старт должен был состояться в первом квартале 2016 года. Затем он был отложен до июня, августа и октября. В декабре стало известно, что запуск перенесен на январь 2017 года. Причиной для решения послужил мусор, обнаруженный в рулевых двигателях третьей ступени. Производством двигателей занимался Воронежский механический завод — в рамках расследования «Роскосмос» планировал провести на базе учреждения проверку. Также в начале года госкорпорация объявила об отзыве всех двигателей второй и третьей ступеней из-за неполадок во время испытаний.

EchoStar 21 — спутник оператора EchoStar Corporation, предназначенный для предоставления услуг мобильной связи на частоте 2,2 гигагерца и передачи данных на территории Европы. Масса аппарата составляет 6910 килограммов, он оснащен транспондерами S-диапазона и построен на платформе SSL-1300S. В качестве источника питания спутник будет использовать две солнечные панели. После вывода на орбиту он займет точку стояния в 10,25 градуса восточной долготы. Срок службы EchoStar 21 составит 15 лет. В рамках предыдущего запуска, который состоялся в марте, очередной спутник группировки на орбиту вывела Falcon 9 Full Thrust. Миссия также неоднократно переносилась.

В рамках миссии 8 июня «Протон-М» стартует с космодрома «Байконур» в Казахстане. Начало трансляции запланировано на 6:45 по московскому времени.