05.05.2017
Редакция Naked Science
1 343

Археологи впервые обнаружили в Египте погребальный сад

Ранее были известны только изображения таких объектов. Находка расскажет об истории и культуре периода XII династии.

sad1

Уникальный объект на территории некрополя Дра Абу эль-Негга в Долине царей нашли археологи испанского проекта Djehuty. Согласно первой примерной датировке, саду около четырех тысяч лет. Его создали в период правления фараонов XII династии. На протяжении их царствования Египет вернул себе статус сильного стабильного государства, утерянный в Первый переходный период. При XII династии египтяне восстановили и расширили разветвленную сеть оросительных каналов. Фараоны присоединили к стране новые территории, включая часть богатой золотом Нубии. Вновь началось строительство пирамид.

Сад был частью погребального комплекса: он располагался у входа в каменную гробницу и находился на открытой площадке перед гробницей на небольшом полуметровом возвышении. Объект не похож на «сад» в современном понимании. Его размеры невелики — всего 3х2 метра, он разделен на прямоугольные ячейки площадью около 30 см2 каждый. Два сектора в центре чуть выше остальных: археологи предполагают, что в них могли расти небольшие деревья. Какие растения египтяне высаживали в этом саду, покажет анализ остатков семян, найденных в почве.

Визуальная реконструкция сада, Spanish National Research Council

Ученые знали о существовании таких садов и ранее — их изображали на погребальных росписях в гробницах. Однако обнаружить остатки такого сооружения ученым удалось впервые.

По словам археологов, их открытие способно рассказать о множестве сторон жизни древних египтян. Устройство сада покажет ранее неизвестные черты египетского погребального ритуала. Например, в углу сада рос куст тамариска, под которым нашли миску с финиками — возможно, их оставляли там в качестве подношения мертвым. Данные о том, какие растения росли в саду, расскажут и об экологии периода, и о символизме растений в погребальных обрядах. Известно, что пальму и вечнозеленую персею египтяне считали символом возрождения и использовали в погребальной практике. Исследование семян из сада дополнит эти сведения.

Финики, найденные в одной из ячеек, Spanish National Research Council

Сады были частью погребальных ритуалов не только в Египте. Развитая традиция погребального сада существовала в Риме, специально спроектированные сады окружали индийские мавзолеи эпохи Империи Великих Моголов. Находка в Дра Абу эль-Негга — один из древнейших образцов этой традиции.

Ранее ученые обнаружили в Египте самое древнее из известных науке платьев. Возраст одежды — от 5,1 до 5,5 тысяч лет.