Японцы научили дрона опылять лилии — Naked Science

Японцы научили дрона опылять лилии

Японские ученые разработали робота, который способен эффективно опылять растения. Результаты исследования опубликованы в журнале Chem.

drone

Одним из перспективных направлений робототехники является биомимикрия. В частности, ученые работают над созданием устройств, которые могут повторять механику полета различных насекомых и млекопитающих. Определенный интерес представляют также роботы-опылители, однако существующие прототипы являются либо проводными, либо слишком громоздкими для выполнения этой задачи.

В качестве альтернативы ученые из Национального института передовых технологий и наук (AIST) Японии представили автономного робота-опылителя. Платформой для аппарата послужил коммерческий квадрокоптер, размер которого составил 42x42x22 миллиметра, вес — 14,8 грамма. На нижнюю часть дрона клейкой лентой прикреплена шерсть животных, имитирующая собирательные волоски.

Для адсорбции спор шерсть флокировали ионными жидким гелем (ILG), синтезированным ранее. Сперва ILG тестировали на комнатных мухах (Musca domestica) и муравьях Formica japonica. Последних разделили на две группы, одну из которых обработали гелем, и поместили коробку с тюльпаном Геснера (Tulipa gesneriana). Результаты показали, что ILG увеличил объем собираемой пыльцы.

Внешний вид робота, раскадровка испытаний и формирование пыльцевой трубки после успешного опыления под микроскопом / ©Svetlana A. Chechetka et al., Chem, 2017

Робот-опылитель испытывался на лилиях японских (Lilium japonicum): эти крупные растения обладают относительно длинными пестиками и тычинками. В ходе эксперимента дрон, управляемый с помощью джойстика, переносил пыльцу с тычинок одних лилий на пестики других. Эффективный показатель собираемости и опыления по итогам 100 полетов составил 53 и 37 процентов соответственно.

Ученые отмечают, что плавность и точность перемещений робота обеспечил встроенный шестиосевой гироскоп. Несмотря на скромные показатели, в будущем аппарат, по мнению разработчиков, может помочь в развитии сельского хозяйства и борьбе со снижением численности пчел. Потенциально такие роботы способны запоминать маршруты и работать на базе искусственного интеллекта.

Демонстрация испытаний / ©Svetlana A. Chechetka et al., Chem, 2017

Ученые разработали технологию лазерной печати кремниевых наночастиц – строительных блоков для миниатюрных фотонных переключателей, сверхтонких компьютерных чипов, микробиологических сенсоров и таких «метаповерхностей», как маскирующие покрытия. Преимущество технологического процесса в скорости и низкой стоимости изготовления, возможности покрывать частицами большие площади и уже сейчас масштабировать его на реальные практические задачи. Это поможет сделать VR-очки и другую электронику миниатюрнее, а их производство — дешевле.

Исследователи из Японии отправили мышей в космос, чтобы изучить влияние гравитации на мышцы и их истощение на молекулярном уровне, и определили потенциального кандидата на роль гена, который влияет на атрофию мышц в условиях невесомости.