7 февраля
18 601

В России запатентовали супербыструю схему полета к МКС

3.2

Корпорация «Энергия» запатентовала метод одновиткового полета к МКС. Его продолжительность составит около двух часов.

«Прогресс МС-17» / ©Роскосмос

О получении патента на метод одновиткового полета к МКС со ссылкой на начальника отдела баллистики корпорации «Энергия» Рафаила Муртазина сообщил ТАСС. Документ выдали в ноябре, его включили в реестр российских государственных изобретений.

Полет до станции займет примерно два часа. Корабль отделится от третьей ступени носителя и выполнит два импульса. После этого он достигнет коэллиптической орбиты, геометрически подобной орбите Международной космической станции.

Когда МКС будут видеть с борта под углом 23 градуса над горизонтом, выполнят импульс, который через полвитка приведет аппарат в окрестность станции. В случае необходимости космонавты смогут выполнить импульс в ручном режиме.

МКС / ©Роскосмос

При одновитковой схеме допустимый диапазон начальных фазовых углов равен примерно одному градусу. Такой точности сложно достичь. Расширение фазового диапазона станет возможным благодаря квазикомпланарному выведению. В этом случае корабль выводят на орбиту с незначительным рассогласованием с плоскостью орбиты МКС.

Траекторию ракеты во время работы первой и второй ступеней оставят без изменений. Однако, когда в дело вступит третья, носитель плавно развернут по курсу и выведут на новое наклонение, которое будет на две-три сотых градуса отличаться от наклонения МКС.

Для совмещения плоскости орбиты с орбитой станции кораблю понадобится боковой импульс. При этом цена боковой составляющей импульса должна «утонуть» в большом импульсе подъема.

О работах над одновитковой схемой сближения с МКС в «Энергии» рассказали в 2019-м. Как тогда заявили в пресс-службе, ее смогут реализовать примерно через несколько лет. Элементы схемы отработали при полете космического грузовика «Прогресс МС-17», который запустили в прошлом июне.

Будущее самой МКС до последнего времени оставалось не до конца ясным, однако заявления NASA и ЕКА развеяли опасения. В недавнем докладе американского космического ведомства в качестве срока затопления станции называют 2031 год, что можно назвать очень «оптимистичным» вариантом.

Особняком стоит Россия, которая декларирует намерения выйти из программы МКС. Если ситуация не изменится, начать выход могут примерно с середины десятилетия.

Альтернативой международной станции должна стать национальная ОС. Она будет существенно меньше МКС, а основой выступят модули, которые изначально создавали для МКС. Потом к ним добавят другие.