• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
26 июня
Александр Березин
16
6 116

Сразу две американские космические компании подали документы на срыв возвращения американцев на Луну

5.3

United Launch Alliance и Blue Origin, два крупных партнера NASA, подали в Федеральное управление гражданской авиации США документы, в которых просят ограничить полеты Starship от SpaceX из Флориды. Эти запуски необходимы для миссии «Артемида III» — первой высадки людей на Луну в XXI веке. Одновременно третий партнер Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США, разрабатывающий внекорабельные скафандры, заявил, что не будет продолжать работу за прежние деньги, поскольку задача оказалась сложнее, чем он считал.

Возврат США на Луну должен произойти в южные приполярные районы, где можно добыть образцы водного льда из грунта / © NASA

В Соединенных Штатах активно ведут работы по возвращению астронавтов на Луну. NASA не хочет полагаться на технику SpaceX, однако не может и полностью отказаться от нее. В частности, у Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США нет посадочного модуля для высадки на естественный спутник Земли. Разработка его традиционными партнерами NASA потребовала бы неопределенного количества лет и денег. Из-за этого в 2021 году агентство все же решилось использовать Starship Илона Маска как посадочный модуль.

Чтобы не оставить без заказов остальных поставщиков NASA, полеты к Луне будут выполнять на их ракете (SLS) и корабле (Orion). Каждый старт такой пары стоит 4,3 миллиарда долларов — во много раз дороже, чем NASA заплатит за один пуск намного более массивного Starship. На окололунной орбите Orion состыкуется с Starship, один из членов экипажа корабля при этом останется на орбите, а афроамериканец и женщина прилунятся на Starship.

Поскольку Starship — не лунный модуль, а очень крупный носитель и корабль (с герметичным внутренним объемом МКС), чтобы долететь до Луны, ему нужны предварительные дозаправки на орбите Земли. Их количество вряд ли будет меньше десятка, а по ряду оценок — не менее 20. Чтобы уверенно обеспечить столько запусков за короткое время, SpaceX нужны две стартовые площадки.

Одна из них — Starbase близ Бока-Чика — уже работает. Вторую, на площадке 39A во Флориде, компания Илона Маска пока только дооборудует под свои нужды. SpaceX заявила, что будет проводить оттуда по 44 запуска Starship в год уже на первом этапе. Это в разы больше общего числа космических пусков, например, России.

Теперь компания Джеффа Безоса (владельца Amazon) Blue Origin и United Launch Alliance («дочка» Lockheed Martin и Boeing) направили в Федеральное управление гражданской авиации США документы, в которых требуют ограничений для полетов Starship из Флориды.

Blue Origin в документах заявила: Starship якобы содержит до 5200 тонн жидкого метана, угроза взрыва которого требует защитной зоны таких размеров, что пусковая площадка самой Blue Origin близ мыса Канаверал во Флориде окажется под ударом. Упоминаются и некие экологические проблемы. В связи с этим число запусков Starship предложили снизить с 44 в год до некоего неназываемого числа, при котором они «будут иметь минимальное воздействие на окружающую среду». Рассуждая логически, минимальным такое воздействие было бы при нуле пусков.

С технической точки зрения документ Blue Origin ошибочен: Starship даже в третьей версии, намеченной к использованию из Флориды с 2025 года, весит всего 7000 тонн, из которых на метан приходится приблизительно пара тысяч тонн (основная масса его топлива — кислород). То есть компания Джеффа Безоса в разы завысила объем жидкого метана на ракете конкурента.

United Launch Alliance в своем документе не допустило таких же грубых неточностей, как Blue Origin. Вероятно, там бумагу сперва показали техническому специалисту / © ULA

Аналогичный документ United Launch Alliance не содержит таких же грубых ошибок — там тоннаж топлива Starship указан правильно. Но посыл аналогичный: поскольку носитель SpaceX в разы превосходит крупнейшие из когда-либо существовавших ракет прошлого, их частый запуск вреден для экологической обстановки и создает риски для соседних пусковых площадок.

Напомним, United Launch Alliance на сегодня отправляет что-либо в космос в десятки раз реже SpaceX. Blue Origin вообще не выполнила ни одного орбитального космического полета, хотя компанию основали на два года раньше SpaceX.

Илон Маск (в принадлежащей ему соцсети) прокомментировал действия конкурентов в присущей ему манере: «Явно неискренний документ. Не очень-то круто с их стороны пытаться (уже в третий раз) помешать прогрессу SpaceX с помощью юридического крючкотворства».

Пользователи соцсетей уже распространяют мемы о том, что Blue Origin, будучи на два года старше SpaceX, пока так и не сделала ни одного орбитального запуска, но зато делает все, что может, чтобы помешать в этих запусках SpaceX / © Starecat.com

Отметим, что площадку 39A когда-то создавали под ракету C8 Nova, которая по проекту должна быть заметно крупнее и мощнее «Сатурна-5», на котором летали на Луну. Таким образом, Starship использует площадку, с которой изначально планировали запускать сверхмощные ракеты.

Обращения конкурентов SpaceX к властям создают угрозу срыва «Артемиды III»: без второй площадки любая неисправность на первой во время дозаправочных пусков может сорвать всю миссию. Одновременно возникла и другая проблема с возвратом на Луну: компания Collins, под заказ создающая для NASA внекорабельные скафандры с потенциальной оплатой до 3,5 миллиарда долларов, отказалась продолжать работы. Она просит либо больше денег, либо сдвинуть задачи по своему продукту. Axiom, вторая компания — разработчик скафандров, пока еще не прошла критический этап в разработке своего продукта.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Позавчера, 14:23
Nadya

Бетон — один из самых распространенных в строительстве материалов. Инженеры пытаются найти все новые способы повысить его прочность, чтобы постройки сохранялись долгие годы. Исследователи из Америки и Швейцарии предложили вариант упрочнить бетон с помощью углекислого газа.

Вчера, 12:58
Игорь Байдов

Окаменелости трилобитов — животных, которые жили сотни миллионов лет назад — палеонтологи находят довольно часто. Обычно эти находки представляют собой твердые панцири-экзоскелеты, то есть только внешнюю оболочку. Теперь же ученые обнаружили практически полные экземпляры с мягкими тканями, которые хорошо сохранились благодаря извержению вулкана. Открытие позволит специалистам лучше разобраться в анатомии древних существ, а также тщательно исследовать анатомические структуры, которые долгое время вызывали споры.

Вчера, 10:30
Даниил Сухинов

В новой работе математики из Великобритании предположили, что отсутствие мужской лактации и грудного вскармливания у плацентарных млекопитающих — эволюционная стратегия, не связанная с неопределенностью биологического отцовства и конкуренцией. По их мнению, причинами такого разделения обязанностей родителей могут быть живорождение и опасность передачи микробиома молока, которые вместе генерируют соответствующее эволюционное давление отбора.

25 июня
Игорь Байдов

Ученые из Китая и Бельгии воссоздали в лаборатории условия, существовавшие на Меркурии четыре миллиарда лет назад, и выяснили, что они были идеальными для образования слоя алмазов, который с течением времени становился лишь толще.

25 июня
НИУ ВШЭ

Ученые из Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН и НИУ ВШЭ выяснили, как формируются основы грамотности. Для этого они сравнили процессы распознавания ошибок в трех возрастных группах: у детей 8–10 лет, подростков 11–14 лет и взрослых. Эксперимент показал, что орфографическая чувствительность у ребенка появляется в начальной школе и продолжает развиваться как минимум до 14 лет. До этого возраста дети хуже, чем подростки и взрослые, распознают ошибки в словах.

26 июня
Андрей

Специалисты из Великобритании смоделировали таяние шельфовых ледников в Антарктиде и узнали, как на это влияют включения теплой морской воды. Исследователи также выяснили, что запускает необратимый процесс таяния антарктических ледников и какие из них наиболее уязвимы.

25 июня
Игорь Байдов

Ученые из Китая и Бельгии воссоздали в лаборатории условия, существовавшие на Меркурии четыре миллиарда лет назад, и выяснили, что они были идеальными для образования слоя алмазов, который с течением времени становился лишь толще.

21 июня
Nadya

Земля начала формироваться примерно 4,5 миллиарда лет назад. Чтобы понять, как это происходило в ранние периоды развития нашей планеты, ученые ищут образцы древних горных пород. Одну из таких, возрастом почти 3,5 миллиарда лет, обнаружили рядом с городом Колли в Австралии.

10 июня
Александр Березин

Исследователи из США выяснили, что примерно два миллиона лет назад Солнечная система захватила хвост облака холодного межзвездного газа. В результате гелиосфера сильно сжалась, дав галактическим лучам свободно облучать все планеты системы. Это должно было вызвать и серьезные проблемы с климатом.

[miniorange_social_login]

Комментарии

16 Комментариев
Артем Каримов
2 дня назад
-
0
+
“ Одновременно возникла и другая проблема с возвратом на Луну: компания Collins, под заказ создающая для NASA внекорабельные скафандры с потенциальной оплатой до 3,5 миллиарда долларов, отказалась продолжать работы.” Collins Aerospace отказалась делать скафандры для МКС, а не для Артемиды. Они там хорошо подумали вместе с НАСА и решили, что создавать новые скафандры специально для МКС на пару лет её эксплуатации бессмысленно. Вот Аксиом это да, задерживают Артемиду, но будем посмотреть. https://spacenews.com/collins-aerospace-selected-to-develop-new-space-station-spacesuit/" rel="nofollow ugc">https://spacenews.com/collins-aerospace-selected-to-develop-new-space-station-spacesuit/
    Иван Колупаев
    2 дня назад
    -
    1
    +
    Артем, то что вы отказались от слов "очевидно" "несомненно" и перешли к "будем посмотреть" это несомненный прогресс 😁 К слову скафандр у Коллинсов планировался и как лунный тоже, о чем неоднократно заявлял их директор, вы просто не совсем в теме. ------------------------ ХЬЮСТОН , 10 июля 2023 г. /PRNewswire/ -- Компания Collins Aerospace, подразделение RTX (NYSE: RTX) совместно с партнерами ILC Dover и Oceaneering, объявила сегодня о получении нового задания в рамках Службы исследовательской внекорабельной деятельности НАСА («xEVAS»). контракт на модификацию текущего скафандра компании для поддержки лунных проектов. Последующий заказ позволит Коллинзу дополнить новый дизайн скафандра компании, разработав элементы, совместимые для использования на поверхности Луны в рамках миссии НАСА «Артемида». «Конструкция нашего скафандра следующего поколения почти на 90% совместима с лунной миссией», — сказал Дэйв Ромеро , директор по системам мобильности людей на поверхности и выхода в открытый космос компании Collins Aerospace. «Этот официальный контракт будет способствовать продолжению усилий по модификации нашего скафандра следующего поколения, чтобы сделать его пригодным для задач на Луне». https://www.rtx.com/news/news-center/2023/07/10/rtx-selected-for-crossover-task-order-under-nasa-xevas-contract
    +
      ещё комментарии
      Артем Каримов
      2 дня назад
      -
      0
      +
      Иван, не стоит передергивать. Я не говорил про скафандры «очевидно». Контракта на лунный скафандр у Коллинза не было. У Аксиома есть. Тот что у Коллинза для МКС был на копейки из общей стоимости в 3,5 миллиарда. Вполне логично отказаться торопиться делать скафандр для МКС как раз к её затоплению, а вместо этого подождать пока НАСА решит со сроками на Артемиду и получить побольше денег уже на лунный скафандр.
    Александр Березин
    1 день назад
    -
    0
    +
    Артем, "Collins Aerospace отказалась делать скафандры для МКС, а не для Артемиды. " Это не совсем так, а точнее -- сильно не так. Скафандры Коллинс -- не для МКС. Это в целом скафандры ВКД, для нелунных условий. https://arstechnica.com/space/2024/06/nasas-commercial-spacesuit-program-just-hit-a-major-snag/ Поскольку эти же скафандры нужны в лунной программе НАСА (работы на орбите Луны и т.д.), это достаточно серьезный фактор лунной программы. "Они там хорошо подумали вместе с НАСА и решили, что создавать новые скафандры специально для МКС на пару лет её эксплуатации бессмысленно." А вот это целиком и полностью не так. Причины выхода Коллинс совсем иные:: https://arstechnica.com/space/2024/06/nasas-commercial-spacesuit-program-just-hit-a-major-snag/ "Collins said it will likely end its participation in the Exploration Extravehicular Activity Services, or xEVAS, contract. On Tuesday morning Chris Ayers, general manager at Collins Aerospace, met with employees to tell them about the company's exit from the program. A NASA source confirmed decision. "Unfortunately Collins has been significantly behind schedule," a person familiar with the situation told Ars. "Collins has admitted they have drastically underperformed and have overspent on their xEVAS work, culminating in a request to be taken off the contract or renegotiate the scope and their budget.""
    +
      ещё комментарии
      Артем Каримов
      16 часов назад
      -
      0
      +
      Все что было сказано представителями компании относится именно к МКС. Было ли намерение использовать скафандры по теперь уже бывшему контракту для МКС в будущей разработке для Артемиды? Да. Но такого контракта у компании не было. Когда НАСА решит проводить конкурс на Артемиду, то и Коллинс и другие компании поучаствуют в нем. Кто знает, может Коллинс и Аксиомы объединят усилия. Может СпейсХ решит добавить портативную систему жизнеобеспечения своим так называемым скафандрам. Из уже выделенных 3,5 миллиардов долларов была использована исключительно малая доля. (“The task order has a base value of $97.2 million”). В свете контракта на сведение МКС с орбиты, которое пошло СпейсХ, МКС не жилец. Строить скафандр для МКС не имеет смысла. Все что означает эта новость, это что НАСА решили не возиться с МКС и сохранить деньги для Артемиды. В 2026 понятное дело никакой посадки на Луну не будет по многим причинам. Но Коллинс тут был вообще не при чем из-за отсутствия контракта для этой конкретной цели. Ждём новостей от Аксиомов.
Free Idanthyrsus
2 дня назад
-
-1
+
2 момента смутило: американцы должны ВЕРНУТЬСЯ?) будто они где то были) и высадка афроамериканца и женщины. Ясное дело, что даже в России белые мужчины искореняются, а тут еще и в якобы космосе (Белогор опытно доказал на основании вед и материалов, что Земля диск).
    Александр Березин
    2 дня назад
    -
    0
    +
    Free, "будто они где то были)" Понимаете в чем дело: вы же на научно-популярном сайте. Поэтому тут пишут те, кто читал часть из трех тысяч научных работ, написанных по результатам прошлых 6 полетов на Луну, и идей лунного заговора у авторов сайта быть не может.
    +
      ещё комментарии
Дождиков Антон
3 дня назад
-
2
+
1. Активизировалась подковерная борьба за "бюджетный пирог". С непредсказуемыми последствиями. Как бы Маску потом в Россию не пришлось эмигрировать:) 2. Технических проблем у проекта еще много, хотя те же скафандры могли бы у русских нетолерантно заказать. При этом все проблемы решаемы. Вопрос во времени и деньгах. 3. Если сосредоточиться на Старшипе как только как средстве доставки грузов на НОО, то нужен еще буксир Земля/Луна ("Зевс"?) и посадочный модуль. Дороговато выходит. 4. Непредсказуемый человеческий фактор может существенно подпортить результат, к сожалению: от гендерно-трансгендерных споров за "право высадки" и психологической устойчивости пилотов, до прямого саботажа и диверсий завистливых конкурентов. Увы, когда в эффективную систему "в лоб" вмешивается субъективная идеология - дров можно много наломать.
    Александр Березин
    2 дня назад
    -
    0
    +
    Дождиков, "3. Если сосредоточиться на Старшипе как только как средстве доставки грузов на НОО, то нужен еще буксир Земля/Луна ("Зевс"?) и посадочный модуль." Так ведь никто и не планирует сосредотачиваться "на Старшипе как только как средстве доставки грузов на НОО". Его исходно делают как средство высадки на Луне и Марсе -- так что ничего дополнительно не нужно. Собственно, для выхода на НОО НАСА как раз Старшип использовать не планирует, принципиально, откуда и СЛС в планах.
Виктор Ларионов
3 дня назад
-
1
+
> Сразу две американские космические компании подали документы [, утверждение которых может повлечь] срыв возвращения американцев на Луну – тогда уж=) > В Соединенных Штатах активно ведут[ся, или Кто именно] работы... Кислород - это не топливо. Оценка важности материала в 5,3 - не многовато ли для публикации поклёпа?
    Александр Березин
    3 дня назад
    -
    0
    +
    Виктор, ракетное топливо состоит из двух компонентов -- горючее и окислитель. Поэтому кислород -- часть ракетного топлива. Заголовок длиной в километр делать, наверное, смысла нет. "Оценка важности материала в 5,3 - не многовато ли для публикации поклёпа?" Речь о теме возврата на Луну. Прошлые 12,5 суток пребывания людей на Луне дали более 3000 научных работ на сегодня. Что больше, чем число научных работ от всех роботизированных миссий на другие небесные тела за всю историю. Следовательно, возврат людей на Луну -- это важнейшая тема в смысла научных исследований вне Земли в 2020-х. В 2030-х будет более важная, но это дело пока еще будущее.
    Иван Колупаев
    3 дня назад
    -
    2
    +
    Виктор, коряво звучит заголовок, это так. Но Березин недавно сказал что никому не под силу поменять что либо в его текстах 😁
Alex Lw
3 дня назад
-
1
+
Лысый хватается за любую соломинку. Сейчас ещё про старадающих жаб вспомнят. Китай таких "любителей природы" в итоге закатает в дорожную пыль.
Лана Пренципал
3 дня назад
-
1
+
На фоне всего вот этого вот, оптимизм Билла Нельсона выглядит странно.
Serjo Djachkowski
3 дня назад
-
4
+
Плачет киска в коридоре, с кискою случилось горе Злые люди бедной киске не дают украсть сосиски. Оперативненько Безос понял что Старшип закопает его ракету. Лоббизм в высшей степени ее проявлении.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно