Хотите получать важные новости науки?
Подписаться
  • Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
22 июня
Александр Березин
18
3 596

Планируемые SpaceX тысячи ракетных пусков в год истощат озоновый слой

4.5

Исследователи из Новой Зеландии посчитали угрозу для озонового слоя при достижении землянами хотя бы пары тысяч ракетных запусков в год. По их расчетам, он должен начать существенно деградировать. Интересно, что Илон Маск планирует несколько тысяч запусков ежегодно, то есть даже больше. Несмотря на это, некоторые проблемы в работе делают ее выводы далеко не бесспорными.

Взрыв Starship при испытаниях двигателей, июнь 2025 года. Программа двигается с трудностями, ранее осени новых полетов не будет. Однако очевидно, что будущим космической отрасли станет именно она / © Rezedked.me, Ethan Snow

Ученые проанализировали два сценария развития мировой космической отрасли: консервативный, всего в 884 запуска в год, и второй, который они назвали амбициозный — в 2040 запусков в год. Первый принес умеренный вред, а вот второй сильно изменил моделируемую ситуацию с УФ-облучением. Результаты своей работы они опубликовали в журнале npj Climate and Atmospheric Science.

Озоновый слой в атмосфере защищает поверхность Земли от коротковолнового УФ-излучения, опасного для многих организмов, включая людей. Хлор, черная сажа и окислы азота разрушают молекулы озона. Первый образуется в значительных количествах при сжигании твердого ракетного топлива, второй и третьи — при горении керосинового ракетного топлива. Авторы новой работы взяли текущие виды ракетного топлива и проэкстраполировали рост их использования при большем числе запусков. Сейчас их около четверти тысяч ежегодно, а исследователи заложили цифры в несколько раз больше.

В итоге их расчеты показали, что при 2040 пусках в год общий объем озона в атмосфере упадет до 0,29 процента за один год. Над Антарктидой весной — на 3,9 процента. Консервативный сценарий дал лишь 0,17 процента падения объема озона в год. Ученые напоминают, что пока озон медленно восстанавливается после эпохи использования хлорфторуглеродных хладагентов. Его уровень, по их мнению, все еще на два процента ниже нормального. При бурном прогрессе ракетной отрасли восстановление может пойти куда медленнее, или смениться спадом. При этом сгорание отработавших спутников Starlink в атмосфере, даже тысячами в год, не должно, согласно работе, отрицательно повлиять на уровень озона в стратосфере.

Работа, однако, содержит ряд упущений в расчетах. Во-первых, основную часть запусков в мире осуществляет SpaceX, которая планирует не 884, и не 2040 пусков в год, а не менее пяти тысяч пусков Starship ежегодно уже в 2030-х. Во-вторых, авторы экстраполируют сегодняшнее распределение ракетных топлив на будущие пуски.

Доли топлив на круговой диаграмме относятся к настоящему времени, когда метановые ракеты все еще не летают на орбиту регулярно. Однако такая ситуация вряд ли сохранится надолго / © Laura E. Revell et al.

А это не имеет смысла, поскольку все перспективные разрабатываемые ракеты Земли на сегодня используют только метановое горючее. При его горении хлор не образуется, поскольку, в отличие от твердого ракетного топлива, он отсутствует в составе как горючего, так и окислителя. Объем черной сажи в продуктах сгорания метана крайне мал, что отличает его от современного керосинового ракетного топлива. Наконец, объем окислов азота при сгорании метана также существенно ниже, чем при горении керосина, твердого топлива или топлив на основе гидразина.

Таким образом, фактическое влияние наблюдаемого ракетного бума на озоновый слой остается неясным. С одной стороны, пять тысяч пусков Starship в год будет использовать 30 миллионов тонн топлива, в то время как нынешняя четверть тысячи пусков в год расходуют порядка сотни тысяч тонн топлива ежегодно. С другой стороны, будущие пуски не будут нарабатывать хлор, наиболее опасный для озонового слоя. Как на самом деле будет изменяться уровень озона поэтому все еще неизвестно: нужна научная работа, которая сможет реалистичнее учесть изменения как в количестве пусков, так и в составе используемых для них топлив.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Заместитель главного редактора Naked Science. Автор специализируется на популяризации в области истории, космологии, астрономии, медицины, климата, макроэкономики и техники. Лауреат премии «Научный журналист года-2021».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
28 июня
Игорь Байдов

За последние 30 лет размер трески, обитающей в Балтийском море, значительно уменьшился. Если раньше рыбаки вылавливали из воды особей размером с маленького ребенка, то теперь добытая рыба легко помещается в ладонях. Авторы нового исследования винят в этом человека, который заставил один из видов эволюционировать в «карликов».

Позавчера, 17:23
Людмила Соколова

Чтобы понять, как часто за пределами Солнечной системы встречаются миры, похожие на Землю, ученые из Калифорнийского университета (США) провели статистический анализ 517 экзопланет. Результаты показали, что всего три мира, включая наш, соответствуют критериям потенциальной обитаемости. Наиболее перспективными из них оказались Kepler-22b и Kepler-538b.

Позавчера, 11:35
Игорь Байдов

Команда исследователей из Италии и США предложила два способа, с помощью которых гипотетический зонд сможет быстро добраться до одного из самых отдаленных и малоизученных объектов Солнечной системы. Речь о Седне — транснептуновом теле, которое находится за орбитой Плутона. По мнению инженеров, эти передовые технологии смогут доставить аппарат к Седне за семь и 10 лет.

25 июня
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

25 июня
Елена Авдеева

Состояние паралича, в которое впадают разные виды животных, хорошо известно и задокументировано. Обычно оно считается защитной реакцией в случае опасности, но никаких доказательств этому до сих пор нет. Особенно загадочным остается поведение обитателей океана, притворяющихся мертвыми. Ученые проверили существующие объяснения этого эффекта и сделали неожиданные выводы.

25 июня
Evgenia Vavilova

Квантовые спиновые жидкости (КСЖ) обещают ученым развитие в областях квантовых вычислений и передачи энергии без потерь. В них магнитные моменты частиц теоретически не должны упорядочиваться даже при охлаждении до абсолютного нуля температур.

17 июня
Адель Романова

Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.

25 июня
ФизТех

Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.

5 июня
Александр Березин

Вид антилоп, с ледникового периода привыкший к массовым миграциям, пытается вернуться в свой исторический ареал, когда-то достигавший Днепра. Однако их нетипичные для травоядных привычки вызывают сильнейшее отторжение у сельских жителей, предлагающих массово уничтожать их с воздуха. С экологической точки зрения возвращение этих животных весьма желательно, но как примирить их с фермерами — неясно.

[miniorange_social_login]

Комментарии

18 Комментариев
Sergey6264
1 неделя назад
-
0
+
:-) там это, как ее, очередной старшип взорвался, разворотил всю стартовую площадку. У старшипа 10 аварий из 10 запусков, вероятность неудачи 100%!!! Собрать бы всех этих сказочников про миллионы запусков, посадить на эту ракету и отправить в ... :-)
    Иван Колупаев
    1 неделя назад
    -
    1
    +
    Sergey6264, это так - Маск торопится и вместо того чтобы десятки лет пилить бюджет, а по факту так ничего и не сделать, или построить морально устаревшую ракету, предпочитает выявлять недостатки конструкции опытным путем и сократить сроки как только возможно.
    +
      ещё комментарии
      Sergey6264
      1 неделя назад
      -
      -2
      +
      Иван, давай представим завтра тебе лететь в космос и на выбор дают ракету - Союз или Старшип. Каков будет твой выбор? Ааа, вот видишь, твоя жизнь одна и она очень, очень для тебя штука ценная, так что в жопу ты пошлёшь этот старшип вместе со всеми ботами, которые тут в каментах пасутся пачками...
        YanFol
        1 неделя назад
        -
        1
        +
        Sergey6264, Мой выбор Falcon 9, зачем мне старый Союз?
        Иван Колупаев
        1 неделя назад
        -
        0
        +
        Sergey6264, испытания Старшипа не окончены и никто не станет запускать на нем людей пока не выявят все косяки и не доведут конструкцию до ума. Так что оставь при себе свои заднеприводные фантазии.
        Ввв Ооо
        1 неделя назад
        -
        0
        +
        Sergey6264, намстаршипе полечу конечно. Потому что он будет МНОГОРАЗОВЫЙ. тоесть уже испытанный в полете много раз. Вай на какомм самолете лететь? Который только сделали и непонятно, есть ли там брак, или который уже раз 20 слетал?
    Александр Березин
    1 неделя назад
    -
    0
    +
    Sergey6264, очень рекомендую вам вернуться к этому вашему комментарию через три года. А потом -- через 10 лет. Будет познавательно, гарантирую.
    +
      ещё комментарии
    Ввв Ооо
    1 неделя назад
    -
    0
    +
    Sergey6264, дуракам пол работы не показывают.
    +
      ещё комментарии
Дмитрий Филимонов
1 неделя назад
-
0
+
Не будет никаких тысяч запусков в год. Сейчас несколько сотен, большинство из них со старлинками. Но через несколько лет группировка будет наполнена и останется лишь заменять выходящее из строя, а это куда меньшая интенсивность. А кроме спутников интернета запускать нечего и некуда - космос пустой и бесприбыльный.
    Александр Березин
    1 неделя назад
    -
    0
    +
    Дмитрий, "Не будет никаких тысяч запусков в год. Сейчас несколько сотен, большинство из них со старлинками. Но через несколько лет группировка будет наполнена и останется лишь заменять выходящее из строя, а это куда меньшая интенсивность." Я напомню, что SpaceX совершенно недвусмысленно заявила, что планирует довести численность группировки Старлинк до десятков тысяч. Ну и пуски Старшипов, конечно, будут обеспечивать не только ее. "А кроме спутников интернета запускать нечего и некуда - космос пустой и бесприбыльный. В головах у некоторой жителей России -- да, он пустой. Но у SpaceX голова другая. И космос в ней другой. Поэтому SpaceX в нем и доминирует.
    Ввв Ооо
    1 неделя назад
    -
    0
    +
    Дмитрий, вам нужно прочитать про парадокс Джевонса. При серьезном уменьшении цены какого то ресурса, этот ресурс...начинает потрнбояться экономикой гораздо быстрее. Тоже самой и с услугой космического запуска.Чем дешевле его цена, тем больше новых тем можно делать в космосе, больше спрос. Допиливание старшина обвалит пусковые услуги до сотни баксов за килограмм. Тут можно бетонные отели на орбите строить. А не то что спутники старинке пускать
    +
      ещё комментарии
      Дмитрий Филимонов
      6 дней назад
      -
      0
      +
      Ввв, А ведь и правда! Маск сначала будет сверх-гением, который победит законы физики и снизит стоимость в 200 (двести, Карл!) раз) А потом - сверх-простачком, который начнет продавать запуски по бросовой цене, чтобы каждая собака завела свою спутниковую группировку и угробила его прибыльный Старлинк 🤣
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно