InSight впервые записал звуки марсианского ветра — Naked Science

InSight впервые записал звуки марсианского ветра

NASA выложило несколько вариантов записей, чтобы слушатели могли различить низкие частоты.

Работники Jet Propulsion Laboratory (JPL) опубликовали аудиозапись марсианских ветров, которые зарегистрировал посадочный модуль InSight, приземлившийся на поверхность Красной планеты 26 ноября. Это первая возможность для человека услышать, как звучит Марс.

Сотрудник лаборатории Брюс Банердт (Bruce Banerdt) сказал, что они не планировали вести запись, но поскольку сенсоры модуля настроены на измерение звуковых волн, было бы глупо упускать такую возможность.

По словам специалистов NASA, первого декабря ветер на поверхности достигал скорости от пяти до семи метров в секунду. Он дул с северо-запада на юго-восток и соответствовал направлениям пыльных вихрей, которые они наблюдали с орбиты во время приземления аппарата.

©NASA Jet Propulsion Laboratory

Колебания ветра записали сразу два прибора: датчик давления воздуха, установленный внутри аппарата, и сейсмометр, укрепленный рядом с роботизированной рукой. Оба они записывали звук по-разному: первый воспринимал его напрямую, а второй — через вибрации самого модуля.

Один из создателей InSight Том Пайк (Tom Pike) объяснил, как воспринимал волны датчик давления воздуха. Он сравнил это с тем, как ведет себя флаг на ветру. Когда полотнище развивается, оно создает колебания в воздухе, которые мы воспринимаем как хлопки. Датчик же улавливает изменения в давлении напрямую из разреженной атмосферы Марса. Из-за низкой плотности воздуха частота звуков оказалась очень низкой — всего 10 герц (человек начинает воспринимать колебания только с 20 герц). Работники лаборатории опубликовали две версии записи: оригинальную и ускоренную в сто раз, чтобы человеческое ухо уловило колебания.

Ускоренная версия записи датчика давления воздуха / ©NASA Jet Propulsion Laboratory

Сейсмометр под названием Seismic Experiment for Interior Structure (SEIS) записал вибрацию модуля. Это возможно только на этом этапе миссии, в последующем механизм опустят на землю и накроют сверху куполом, который защитит его от сильных ветров и температурных перепадов. Он будет фиксировать вибрации в коре, которые, вероятно, расскажут о внутреннем строении планеты. Его запись тоже существует в двух вариантах: неотредактированная и поднятая на две октавы для лучшей слышимости.

Измененная версия записи сейсмометра / ©NASA Jet Propulsion Laboratory

Еще более чистый звук ученые ожидают получить в будущем, когда в 2020 году на Красную планету прибудет марсоход Mars 2020 с двумя микрофонами. NASA уже назвало место его посадки.

Ранее камера развертывания инструмента (The Instrument Deployment Camera, IDC), расположенная на роботизированном плече InSight, сделала первую качественную фотографию с поверхности Марса.

Российские химики получили наноконтейнеры для лекарств из металлоорганического материала на основе циркония и терефталевой кислоты. Они могут долго удерживать препарат благодаря оптимальному размеру и пористости, а также нетоксичны. Свою разработку исследователи успешно протестировали на культуре клеток с применением лейцина — аминокислоты, которая не синтезируется в клетках животных и должна поступать извне.