• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
18.04.2021
Василий Парфенов
1 319

Ingenuity успешно прошел предполетную подготовку, взлет намечен на понедельник

5.1

Первый внеземной вертолет — дрон Ingenuity, — работает отдельно от марсохода уже 15 дней, то есть половина запланированного срока его миссии уже позади. Но за это время он так и не взлетел. Недельная задержка после предполетных испытаний винтов была вызвана программными проблемами, которые пытались удаленно решить инженеры на Земле. Судя по всему, им это удалось и дата знаменательного события объявлена: понедельник, 19 апреля.

Ingenuity успешно прошел предполетный подготовку, взлет намечен на понедельник
Анимация первого вращения лопастей Ingenuity через несколько дней после отделения от Perseverance (составлена из нескольких последовательных фото, сделанных марсоходом) / ©NASA, JPL-Caltech

Согласно записи в официальном блоге миссии Mars Helicopter, данные о повторных предполетных испытаниях Ingenuity инженеры получили в минувшую пятницу. Одновременно с их анализом команда Лаборатории реактивного движения NASA (JPL) принимала решение, можно ли проводить первый полет как есть или требуется полностью обновлять программное обеспечение вертолета. Судя по вчерашнему анонсу на сайте Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA), результаты теста оказались удовлетворительными. Дрон попробует взлететь в понедельник.

Изначально планировалось отправить Ingenuity в исторический полет 11 апреля, но предполетные испытания за два дня до этого выявили некорректную работу ПО вертолета. Во время одного из тестов дрон должен был на короткое время раскрутить свои винты до рабочей скорости — 2400 оборотов в минуту. Достаточно быстро, чтобы взлететь, но недостаточно надолго, чтобы успеть оторваться от поверхности. Однако что-то пошло не так и проверка закончилась раньше времени. Как показал анализ, контрольный таймер во время перехода компьютера Ingenuity между предполетным и полетным режимами сработал быстрее, чем было необходимо.

Инженеры JPL разработали два решения, которые не исключают, а дополняют друг друга:

  • Радикальный подход — переписать «прошивку» Ingenuity так, чтобы глюк таймера точно больше не возникал. Новое ПО уже готово и загружено в память марсохода Perseverance, который выполняет роль ретранслятора между Землей и вертолетом. Сейчас ровер ждет команды на передачу данных дрону. Проблема этого решения в том, что нынешнее программное обеспечение Ingenuity прошло проверку временем — за два года, включающие тесты вертолета, полет к Марсу и несколько недель его работы на поверхности Красной планеты, никаких проблем, кроме пресловутого таймера не возникло. Все системы дрона функционировали и продолжают функционировать исправно. Если полностью обновить ПО, придется начинать все тесты сначала, что займет несколько дней и вообще сопряжено с риском. Даже при том, что все необходимые предварительные проверки новая «прошивка» уже прошла на Земле;
  • Изменение в последовательности команд, передаваемых вертолету для его первого полета. Этот подход более консервативный, не требует проведения всех тестов сначала. Раскрутку винтов Ingenuity уже выполнил с этими откорректированными командами, так что все должно быть в порядке. Успех взлета с использованием этого решения оценивается в 85%, причем никакого риска оставшиеся 15% не несут — дрон просто остановит двигатели до отрыва от поверхности.

Поначалу в JPL планировали пойти прямым путем и просто обновить софт вертолету. Но успешный тест в пятницу показал, что Ingenuity может работать и так. Поэтому после долгого совещания инженеры приняли решение попробовать взлететь в понедельник с помощью измененных команд. Как объясняет менеджер проекта Mars Helicopter Мими Аунг (MiMi Aung), при таком подходе, даже если 19 числа дрон не сможет оторваться от поверхности, можно будет попробовать еще раз через день. А уж если и тогда ничего не выйдет, инженеры полностью обновят ПО.

Желание JPL не затягивать с первым полетом и не рисковать лишний раз зависнуть из-за множества проверок на лишнюю неделю понятно. Ingenuity отделился от Perseverance 3 апреля и на выполнение своей задачи (хотя бы разок взлететь) у него всего 30 солов (марсианских суток). Дальше ровер ждать не будет и займется своими делами — у него тоже есть расписание миссии. Это не значит, что вертолет просто забросят, но тратить на него все ресурсы марсохода никто не будет. А от Perseverance для полетов дрона требуется, на самом деле, немало: как минимум ретранслировать команды, данные с датчиков Ingenuity, ну и смотреть в его сторону с наименьшего безопасного расстояния.

Информацию о результате попытки первого механизированного полета в атмосфере другого небесного тела инженеры JPL обещают получить в тот же день. Взлет запланирован на 3:30 по североамериканскому восточному времени (EDT), а передача данных займет еще несколько часов. Если все пройдет успешно, NASA проведет брифинг в понедельник днем (в Москве уже будет вечер — 21:00). Мероприятие будет транслироваться онлайн на официальном канале ведомства в YouTube.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Вчера, 16:33
Игорь Байдов

Ученые из Великобритании выяснили, что во время движения жгутик сперматозоида создает узоры по принципу, который описал Алан Тьюринг больше 70 лет назад. Иными словами, исследователи показали, что между движением сперматозоидов и формированием узоров в природе существует связь.

Вчера, 12:34
Кирилл Отавин

Мы предлагаем за несколько минут узнать, на какого специалиста в атомной сфере вы больше всего похожи. И кто знает — быть может, именно этот путь вам и предстоит?

9 часов назад
Василий Парфенов

Эпидемию ожирения связывают с доступностью ультраобработанной пищи — высококалорийных продуктов с ярко выраженным вкусом. Например, мясных полуфабрикатов, колбас, сладостей вроде шоколадных батончиков и продукции предприятий быстрого питания. Среди диетологов и психологов давно устоялось мнение, что привлекательность такой пищи для человека заключается в природном стремлении есть что-то как можно более калорийное и приятное на вкус. Однако напрямую эту гипотезу протестировали только сейчас, и результаты исследования оказались неожиданными.

24 ноября
Ольга Иванова

Исследователь из Британии пришел к выводу, что люди, которые излишне оптимистично относятся к своему финансовому положению в будущем, обладают более низкими когнитивными способностями по сравнению с теми, кто старается смотреть на вещи реально или даже пессимистично.

Вчера, 12:34
Кирилл Отавин

Мы предлагаем за несколько минут узнать, на какого специалиста в атомной сфере вы больше всего похожи. И кто знает — быть может, именно этот путь вам и предстоит?

Вчера, 16:33
Игорь Байдов

Ученые из Великобритании выяснили, что во время движения жгутик сперматозоида создает узоры по принципу, который описал Алан Тьюринг больше 70 лет назад. Иными словами, исследователи показали, что между движением сперматозоидов и формированием узоров в природе существует связь.

15 ноября
Александр Березин

Парниковый эффект от американского природного газа, поставляемого в Старый Свет, неожиданно оказался выше, чем от сжигания местного угля. И намного выше, чем от российского газа.

10 ноября
Михаил Орлов

Известно всего несколько примеров злокачественных опухолей, которые ведут себя подобно инфекции — передаются другим организмам. Среди них — трансмиссивный рак двустворчатых моллюсков BTN. Авторы новой статьи описали географические и экологические аспекты распространения BTN среди мидий в Баренцевом море, оценили число больных моллюсков и узнали, как расселение «заразного рака» связано с Северным морским путем.

5 ноября
Александр Березин

Первый полет Ил-96-400М с новой — и полностью российской — авионикой преподносят как большой успех. «Это демонстрация высочайшего уровня компетенций отечественных КБ и авиазаводов», — не скупится на похвалы министр Денис Мантуров. Но есть и иная точка зрения: первый полет Ил-96 был еще в 1988 году. И для сегодняшнего дня он подходит не сильно больше, чем типичный автомобиль той же эпохи. Российские пилоты не скрывают: экономически такой самолет будет тяжелым ядром на ноге той авиакомпании, что его купит. Но значит ли это, что он не нужен? И что вообще будет с широкофюзеляжными авиалайнерами в нашей стране?

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: