5 августа
Анна Новиковская
3 048

«Зеленое» мясо снизит выбросы углекислоты, но оставит сельхозработников без заработка

3.5

Растительная альтернатива мясу поможет снизить выбросы углекислого газа в атмосферу и замедлить глобальное потепление, но у роста популярности «зеленого» мяса будут и экономические последствия. По оценкам исследователей, до полутора миллионов сельхозработников только в Соединенных Штатах могут остаться без источника доходов.

Мясо на растительной основе набирает популярность по всему миру: «зеленые» бургеры, стейки и котлеты встречаются на полках во многих европейских супермаркетах / © abillion.com

«Зеленое» мясо может помочь снизить углеродный след за счет сокращения поголовья сельскохозяйственных животных: например, в США переход на альтернативу животному белку должен уменьшить выброс парниковых газов на 2,5-13,5 процента за счет сокращения числа голов крупного рогатого скота на 2-12 миллионов.

Тем не менее альтернативы говядине на растительной основе — не панацея, поскольку их влияние на другие экологические параметры продовольственной системы, такие как общее потребление воды, неоднозначно.

Помимо экологических, у роста производства «зеленого» мяса могут быть серьезные экономические последствия. Чтобы оценить их, ученые смоделировали изменения продовольственной системы в США при замене 10, 30 и 60 процентов получаемой сегодня говядины на ее растительную альтернативу.

В совокупности изменения продовольственной системы окажут небольшое, но потенциально положительное влияние на национальный валовой внутренний продукт, однако эти изменения не будут ощущаться в равной степени во всей экономике. Так, при 60-процентной замене говядины «зеленым» мясом производственный цикл сократится на целых 45 процентов, что может оставить безработными до полутора миллионов человек.

Сегодня основным источником мяса на нашем столе остаются сельскохозяйственные животные, но в ближайшем будущем их поголовье может заметно упасть / © freeimages.com

По словам исследователей, борьба с глобальным изменением климата безусловно важна, однако технологический прорыв возымеет множество последствий для экономики — и не только положительных. Важнейшая задача политиков, принимающих законы в сфере зеленых технологий, — смягчить эти последствия, особенно для малоимущих работников или работников малого бизнеса.

Кроме того, производство «зеленой» говядины может привести к росту спроса и производства свинины и птицы, а это означает не только увеличение выбросов углекислоты, но и ухудшение условий содержания сельскохозяйственных животных, ведь в среднем условия содержания коров лучше, чем свиней и домашней птицы. Возможно, единственный способ избежать такого развития событий — добиться производства растительного мяса различных вкусов и снижения его цены: маловероятно, что при наличии полезной и вкусной альтернативы люди продолжат столь же охотно покупать дорогое натуральное мясо.

Исследование опубликовано в журнале The Lancet Planetary Health.