Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В ВШЭ изучили, как цифровые технологии помогают популяризации науки
Исследовательница из НИУ ВШЭ проанализировала то, как цифровые технологии помогают процессу перевода научного знания на язык неподготовленной аудитории. Работа проводилась на примере документальных проектов об освоении космоса.
Об исследовании рассказывается в докладе «Приемы популярной науки в документальных фильмах и сериалах о космосе (2019-2022)» Екатерины Лапиной-Кратасюк, доцента департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ, участницы проекта «Космос в медиакультуре: практики воображения и репрезентации». Подробнее — в материале IQ.HSE.
Исследовательница отмечает три важные черты популяризации науки. Во-первых, популяризация — это не упрощение науки, а объяснение того, что она представляет собой ясное и точное знание, гораздо более доступное, чем нам кажется. Вторая черта — междисциплинарность. Чтобы изучать космос, мы должны обладать широким спектром знаний и уметь делать довольно смелые обобщения.
При этом они не должны быть спекулятивными, а базироваться на точном научном знании. В-третьих, популярная наука противоположна лженауке. Она позволяет прояснить массовые заблуждения, что особенно хорошо стало видно на примере пандемии. Когда массово стали распространяться теории заговора и слухи, активизировались и ученые-популяризаторы. Их целью стало прежде всего объяснение того, что на самом деле происходит с распространением болезни и насколько точно можно интерпретировать результаты проводимых исследований.
Драма и цифра
Взаимодействие ученых и журналистов, так же, как и научных коммуникаторов и документалистов, осложняется тем, что для построения любых сюжетов в медиасреде очень важна драматизация. Для достижения драматического эффекта медиа могут использовать принципиальную неполноту научного знания — сталкивая ученых друг с другом, сравнивая противоречивые высказывания одного ученого, подвергая экспертное мнение сомнению с позиций здравого смысла. Однако здесь и исследователи должны пойти навстречу и учесть специфику создания медиаконтента, ведь умение грамотно выстроить драматургию повествования — тоже часть профессионализма, но другого рода.
Другой важный момент, связанный с производством популярного научного знания сегодня, — использование цифровых технологий, огромный арсенал которых получила в свои руки документалистика. Например, стало возможным очень реалистичное изображение контуров видимой галактики — и это будут не просто фантазии художников, а изображения, построенные на достоверных научных данных.
Примером удачного взаимодействия между ученым и режиссером можно считать фильм «Интерстеллар» (англ. Interstellar, режиссер Кристофер Нолан, 2014). В его основу легло желание физика и астронома Кипа Торна рассказать широкой публике о научных проблемах, которые его волнуют, однако сделать это на понятном всем языке. Сценарий фильма был написан по научным работам Торна. В «Интерстелларе» рассказывается о сложнейших физических процессах, но используются все возможности визуализации, чтобы донести суть научных проблем не только наглядно, но и в максимально эстетизированной форме.
Аудиторию сегодня буквально делают свидетелем происходящих событий. Например, космические «запуски миллиардеров» (полеты Брэнсона и Безоса) были срежиссированы как шоу — чтобы аудитория с помощью медиа «присутствовала» на пусковой площадке, в космическом аппарате и буквально видела то, что видели те, кто поднимался к линии Кармана.
«Кометы и метеориты: Гости из далеких миров»
Вернер Херцог — один из создателей документалистики в ее современном понимании и один из самых больших новаторов в области использования цифровых технологий. Фильм «Кометы и метеориты: Гости из далеких миров» (англ. Fireball: Visitors from Darker Worlds, режиссер Вернер Херцог и Клайв Оппенхаймер, 2020) — результат сотрудничества Херцога и кембриджского ученого Клайва Оппенхаймера. Фильм посвящен кометам и метеоритам, которые в какой-то момент могут уничтожить Землю. От просмотра художественных фильмов с их изображением, красочных сцен разрушений, которые могут причинить астероиды или кометы, мы унаследовали ожидание, что нас будут пугать.
В этом фильме, однако, драматизация выстраивается вокруг совсем другого сюжета — научного поиска. Страх перед кометами отступает далеко назад по сравнению с возможностью изучения такого сложного явления, как коммуникация с кометами и метеоритами. По сюжету этого фильма небесные тела — гости из далеких миров, из тех пространств, куда человек попасть не может. Ученые в картине представлены как супергерои, буквально следящие за пространством всей Земли. Не волнуйтесь, как бы говорят они: если Земле угрожает опасность, мы обязательно предупредим вас заранее.
Фильм сделан во вполне традиционной документалистской манере, но в то же время именно цифровые технологии, позволяющие с помощью зум-эффекта то углубляться в недра космической материи, а то, наоборот, подниматься на космическую высоту, подчеркивают и выводят на новый уровень главную метафору фильма: ученый — это тот, кто видит то, чего не видят другие, кто способен к смелым идеям, позволяющим из разрозненных фактов собирать монументальные картины прошлого и будущего.
«Аполлон-11»
Фильм «Аполлон-11» (англ. Apollo 11, режиссер Тодд Дуглас Миллер, 2019) полностью сделан из хроник, обработанных с помощью цифровых технологий таким образом, что у зрителя возникает физическое ощущение присутствия при запуске «Аполлона-11» во время первой высадки человека на Луну. Помимо официальных съемок, в фильме впервые показаны уникальные архивные кадры. Единственный сконструированный момент за всю картину — анимация, показывающая, как отделяется и перестраивается лунный модуль, чтобы приземлиться на поверхность Луны.
В этом случае цифровые технологии в документальном фильме отвечают за эффект присутствия. Первый полет человека с высадкой на Луну был с самого начала задуман как медиасобытие. Как повторить это событие 50 лет спустя? Цифровая обработка хроник в привычных для современного зрителя визуальных параметрах и качестве заставляет аудиторию XXI века так же вскрикивать и вздыхать, как и публику, собравшуюся в 1969 году на мысе Канаверал. Таким образом, фильм Миллера не только вписывает историю космонавтики в историю ХХ века, но и с помощью цифрового гиперреализма заставляет современных зрителей буквально пережить одно из самых важных событий в человеческой истории, используя «модель участия» популярной науки.
«Цифровые технологии в документальном кино увеличивают «иммерсивность знания», обеспечивают соприсутствие зрителя. В то же время мы не можем утверждать, что цифровые документальные фильмы предоставят больший объем знания, который будет усвоен неспециалистами», — считает Екатерина Лапина-Кратасюк.
Цифровые документальные фильмы, так же, как и любые другие фильмы и сериалы, посвященные космосу (как документальные, так и научно-фантастические), — это только «приглашение в науку». Они не способны заменить профессиональные книги и учебники, но могут пробудить интерес к познанию, показать возможности и романтику науки. Кип Торн признавался, что страсть к астрофизике появилась у него именно из-за юношеской любви к научной фантастике.
Один из наиболее продуктивных способов использовать этот пробудившийся интерес к науке в просветительских и образовательных целях — создание полноценных трансмедийных проектов на основе документальных фильмов. Тем более что современные цифровые документальные ленты отвечают одному из главных принципов трансмедиа, сформулированных Генри Дженкинсом: «распространение и углубление» (как у Вернера Херцога). В этом случае фильм выступает как триггер, а более профессиональное и глубокое изучение темы должно происходить на других, более приспособленных для этого платформах мультиплатформенного проекта.
Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.
Несмотря на отмену попытки «экономичной» ловли первой ступени, шестой испытательный полет Starship был успешным. Корабль — вторая ступень системы впервые продемонстрировала возможность маневра на орбите. Первая ступень после приводнения неожиданно для всех смогла пережить два взрыва, не утратив плавучесть. Среди наблюдавших за испытанием был Дональд Трамп.
Международная команда специалистов во главе с сотрудниками Центра математического моделирования в разработке лекарств Первого МГМУ имени И. М. Сеченова выявила наиболее перспективные направления для исследований в области лечения аутоиммунных заболеваний. Команда первой провела систематический обзор для поиска всех опубликованных в научных работах математических моделей аутоиммунных патологий и выявила недостаток моделей, которые могут значительно ускорить разработку новых лекарств.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Принято считать, что естественный спутник Земли возник в результате ее столкновения с другой планетой, но к этой версии есть вопросы. Теперь ученые предложили рассмотреть сценарий возможного захвата Луны притяжением Земли из пролетавшей мимо двойной системы.
Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.
Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.
Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.
Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии