Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В Тюмени изучили пропасть между поколениями
Тюменские социологи раскрыли особенности социальных практик представителей различных поколений на рынке неформального образования.
Концепция непрерывного образования предполагает три типа образования — формальное, неформальное и информальное (самообразование). Неформальное образование рассматривается при этом как добровольное обучение, которое носит намеренный и программный характер, но, как правило, не оценивается и не ведет к присуждению квалификации.
Существующий на сегодня массив исследований указывает на то, что неформальное образование может служить основой активной гражданской позиции, способно смягчить проблемы безработицы, помогая людям повышать свои навыки и компетенции и находить работу, что необходимо для стимулирования социальной активности.
Неформальное образование обеспечивает социальную интеграцию для тех, кто сталкивается с такими социальными рисками, как потеря работы в конце карьеры, изменение статуса и выход на пенсию. В этом случае доминирующим ресурсом социальной инклюзии становится доступное неформальное образование, в том числе возможность обучения на дому, обучение в группах «равный-равному». Подрастающему поколению неформальное образование способствует выходу на рынок труда, интеграции в социальную и профессиональную сферу.
Статья «Неформальное образование как ресурс социальной интеграции: межпоколенческий подход» доцентов Финансово-экономического института ТюмГУ Марины Кичеровой, Светланы Герцен, и профессора Галины Ефимовой опубликована в журнале Changing Societies & Personalities. В статье авторы отвечают на вопросы, каково влияние неформального образования на социальную интеграцию, чем отличается практика неформального образования разных поколений. Ученые раскрыли влияние социальной интеграции неформального образования на профессиональное и личностное развитие в контексте пяти поколений респондентов.
Смена поколений происходит примерно раз в 25 лет. Поколения различаются ценностями, моделями социализации, отношением к работе и образованию. «Поколение Z», также известное как Centennials, — это люди, родившиеся с 2000-х годов. Они активно используют гаджеты для отдыха, работы и учебы, приобретают товары онлайн и через мобильные приложения. Современные технологии позволяют дополнить учебный процесс электронными материалами или перевести обучение в онлайн.
«Поколение Y» или «миллениалы» родились в конце ХХ века с 1980 по 2000 годы и выросли в ранний постсоветский период, когда формировались новые социальные институты. Этому поколению свойственны мобильность и гедонизм, они следят за трендами и брендами, общаются в социальных сетях, уверены, что способны добиться желаемого и бережно относятся к своему здоровью. Интересуются технологиями, знают несколько иностранных языков, ценят свободу и отсутствие ограничений в работе и повседневной жизни.
«Поколение X» составляют люди, родившиеся между 1961 и 1981 годами. Они воспитывались в период реформ, предшествовавших распаду СССР. Их детство и юность пришлись на период, когда в России только начинали формироваться информационные технологии. Им пришлось осваивать цифровые компетенции самостоятельно, в рамках государственных программ компьютерной грамотности.
«Бэби-бумеры» родились после Второй мировой войны, они придают большое значение командному духу — совместным усилиям для достижения целей. Они стараются вести активный образ жизни, отдают предпочтение натуральным продуктам, заботятся о своем здоровье, ориентируются на качество и статус.
«Молчаливое поколение» родилось незадолго до или во время Второй мировой войны. Люди этого возраста уходят из категории экономически активного населения, при этом их социальная активность остается достаточно высокой. Как правило, эти люди имеют низкий уровень цифровых навыков.
Наибольшую включенность в практики неформального образования продемонстрировали молодые люди, принадлежащие к «поколению Z» (86 процентов) и «миллениалам» (86 процентов). Среди старшего поколения около трех четвертей составляют представители «поколения X» (79 процентов), «бэби-бумеры» (70 процентов) и «молчаливое поколение» (71 процент).
Представители «поколения Z» (39 процентов) склонны активнее других поколений использовать курсы неформального образования: они используют его, чтобы найти работу и продемонстрировать полученные навыки работодателю. Интересно, что люди из самого молодого «поколения Z» и из пожилого «молчаливого поколения» проявляют живой интерес к неформальному образованию, используя такие курсы с еженедельной или даже ежедневной периодичностью.
В последние несколько лет очень популярными стали онлайн-образовательные практики. Как и ожидалось, наиболее активна в этой сфере молодежь («поколение Z», 48 процентов и «миллениалы», 42 процента). Это можно объяснить более высоким уровнем цифровой грамотности этих поколений и желанием актуализировать эти навыки. Среди старшего поколения онлайн-образовательные практики распространены значительно реже («миллениалы» — 42 процента, «поколение Х» – 23 процента, «бэби-бумеры» – 14 процентов). Никто из респондентов «молчаливого поколения» не упомянул онлайн-образование, что можно объяснить отсутствием цифровых компетенций.
В контексте трудоустройства тюменские социологи обнаружили, что у молодых людей больше возможностей для прохождения онлайн-курсов; для них, в отличие от старшего поколения, главным препятствием является нехватка времени. Для пожилых людей основным ограничением является стоимость неформального образования. С точки зрения социальной инклюзивности важно отметить, что финансовый барьер для неформального образования является одним из самых существенных – его отметили почти четверть респондентов из поколений Z и X, и треть представителей поколения X. респонденты из молчаливого поколения – 35 процентов. Ученые считают, что важно решать эту проблему за счет адекватной государственной поддержки и поддержки обучающихся сообществ, например, за счет государственных субсидий и внедрения инструментов целевого финансирования неформального образования (образовательные счета, ваучеры и так далее).
Таким образом, основываясь на типологии поведения поколений на рынке неформального образования, включая их интерес и мотивацию, тюменские социологи определили различия между выгодами и барьерами на пути социальной интеграции для преодоления социального и цифрового неравенства. Исследование показывает, что сегодня инклюзия через неформальное образование, мобильность на рынке труда за счет переподготовки, а также включение в новые социальные связи, кружки, адаптация к новым вызовам действительно имеют поколенческие характеристики.
Если микропластиком называют частицы пластика размером примерно от 5 миллиметров до 1 микрона (0,001 миллиметра), то нанопластик — еще более мелкие частицы. Ученые из Южной Кореи обнаружили, что накопление нанопластика в организме способно не только вызвать серьезные болезни, но и заметно изменить социальное поведение.
Первый старт тяжелой ракеты New Glenn американской частной компании Blue Origin должен был состояться еще 10 января, однако его несколько раз перенесли из-за погодных условий. Главная цель запуска — вывод второй ступени на орбиту, а также, если удастся, посадка первой ступени на платформу в Атлантике.
Ученые из России, в числе которых два выпускника НИУ ВШЭ, опровергли известную в математике гипотезу, которая, хотя и не имела убедительного доказательства, считалась верной на протяжении 40 лет.
Если микропластиком называют частицы пластика размером примерно от 5 миллиметров до 1 микрона (0,001 миллиметра), то нанопластик — еще более мелкие частицы. Ученые из Южной Кореи обнаружили, что накопление нанопластика в организме способно не только вызвать серьезные болезни, но и заметно изменить социальное поведение.
Первый старт тяжелой ракеты New Glenn американской частной компании Blue Origin должен был состояться еще 10 января, однако его несколько раз перенесли из-за погодных условий. Главная цель запуска — вывод второй ступени на орбиту, а также, если удастся, посадка первой ступени на платформу в Атлантике.
Ученые из России, в числе которых два выпускника НИУ ВШЭ, опровергли известную в математике гипотезу, которая, хотя и не имела убедительного доказательства, считалась верной на протяжении 40 лет.
Ученые из Троицкого института инновационных и термоядерных исследований, МФТИ и МЭИ совершили значительный прорыв в области защиты материалов от экстремальных тепловых нагрузок, характерных для условий управляемого термоядерного синтеза.
Согласно популярному утверждению, человеческая мысль — едва ли не самое быстрое, что существует в природе. Даже свет многие считают менее быстрым, поскольку он распространяется со скоростью 300 тысяч километров в секунду, а мысль — «мгновенно». Однако новое исследование опровергло бытовую логику. Ученые из Калтеха измерили скорость, с которой человек обрабатывает информацию, и обнаружили, что основные когнитивные процессы во много раз медленнее не только распространения света, но и низкоскоростного интернета.
Группа климатологов проанализировала массив спутниковых снимков озер и водохранилищ по всей планете, сделанных с 1984 по 2021 год. Ученые обратили внимание на цвет поверхности водоемов и выяснили, что у большинства он изменился — преимущественно в сторону коротковолнового диапазона. Иными словами, экология десятков тысяч озер оказалась нестабильной.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии