• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
12.01.2023
ТюмГУ
455

В Тюмени изучили пропасть между поколениями

4.7

Тюменские социологи раскрыли особенности социальных практик представителей различных поколений на рынке неформального образования.

В Тюмени изучили пропасть между поколениями / ©Getty images

Концепция непрерывного образования предполагает три типа образования — формальное, неформальное и информальное (самообразование). Неформальное образование рассматривается при этом как добровольное обучение, которое носит намеренный и программный характер, но, как правило, не оценивается и не ведет к присуждению квалификации.

Существующий на сегодня массив исследований указывает на то, что неформальное образование может служить основой активной гражданской позиции, способно смягчить проблемы безработицы, помогая людям повышать свои навыки и компетенции и находить работу, что необходимо для стимулирования социальной активности.

Неформальное образование обеспечивает социальную интеграцию для тех, кто сталкивается с такими социальными рисками, как потеря работы в конце карьеры, изменение статуса и выход на пенсию. В этом случае доминирующим ресурсом социальной инклюзии становится доступное неформальное образование, в том числе возможность обучения на дому, обучение в группах «равный-равному». Подрастающему поколению неформальное образование способствует выходу на рынок труда, интеграции в социальную и профессиональную сферу.

Статья «Неформальное образование как ресурс социальной интеграции: межпоколенческий подход» доцентов Финансово-экономического института ТюмГУ Марины Кичеровой, Светланы Герцен, и профессора Галины Ефимовой опубликована в журнале Changing Societies & Personalities. В статье авторы отвечают на вопросы, каково влияние неформального образования на социальную интеграцию, чем отличается практика неформального образования разных поколений. Ученые раскрыли влияние социальной интеграции неформального образования на профессиональное и личностное развитие в контексте пяти поколений респондентов.

Смена поколений происходит примерно раз в 25 лет. Поколения различаются ценностями, моделями социализации, отношением к работе и образованию. «Поколение Z», также известное как Centennials, — это люди, родившиеся с 2000-х годов. Они активно используют гаджеты для отдыха, работы и учебы, приобретают товары онлайн и через мобильные приложения. Современные технологии позволяют дополнить учебный процесс электронными материалами или перевести обучение в онлайн.

«Поколение Y» или «миллениалы» родились в конце ХХ века с 1980 по 2000 годы и выросли в ранний постсоветский период, когда формировались новые социальные институты. Этому поколению свойственны мобильность и гедонизм, они следят за трендами и брендами, общаются в социальных сетях, уверены, что способны добиться желаемого и бережно относятся к своему здоровью. Интересуются технологиями, знают несколько иностранных языков, ценят свободу и отсутствие ограничений в работе и повседневной жизни.

«Поколение X» составляют люди, родившиеся между 1961 и 1981 годами. Они воспитывались в период реформ, предшествовавших распаду СССР. Их детство и юность пришлись на период, когда в России только начинали формироваться информационные технологии. Им пришлось осваивать цифровые компетенции самостоятельно, в рамках государственных программ компьютерной грамотности.

«Бэби-бумеры» родились после Второй мировой войны, они придают большое значение командному духу — совместным усилиям для достижения целей. Они стараются вести активный образ жизни, отдают предпочтение натуральным продуктам, заботятся о своем здоровье, ориентируются на качество и статус.

«Молчаливое поколение» родилось незадолго до или во время Второй мировой войны. Люди этого возраста уходят из категории экономически активного населения, при этом их социальная активность остается достаточно высокой. Как правило, эти люди имеют низкий уровень цифровых навыков.

Наибольшую включенность в практики неформального образования продемонстрировали молодые люди, принадлежащие к «поколению Z» (86 процентов) и «миллениалам» (86 процентов). Среди старшего поколения около трех четвертей составляют представители «поколения X» (79 процентов), «бэби-бумеры» (70 процентов) и «молчаливое поколение» (71 процент).

Представители «поколения Z» (39 процентов) склонны активнее других поколений использовать курсы неформального образования: они используют его, чтобы найти работу и продемонстрировать полученные навыки работодателю. Интересно, что люди из самого молодого «поколения Z» и из пожилого «молчаливого поколения» проявляют живой интерес к неформальному образованию, используя такие курсы с еженедельной или даже ежедневной периодичностью.

В последние несколько лет очень популярными стали онлайн-образовательные практики. Как и ожидалось, наиболее активна в этой сфере молодежь («поколение Z», 48 процентов и «миллениалы», 42 процента). Это можно объяснить более высоким уровнем цифровой грамотности этих поколений и желанием актуализировать эти навыки. Среди старшего поколения онлайн-образовательные практики распространены значительно реже («миллениалы» — 42 процента, «поколение Х» – 23 процента, «бэби-бумеры» – 14 процентов). Никто из респондентов «молчаливого поколения» не упомянул онлайн-образование, что можно объяснить отсутствием цифровых компетенций.

В контексте трудоустройства тюменские социологи обнаружили, что у молодых людей больше возможностей для прохождения онлайн-курсов; для них, в отличие от старшего поколения, главным препятствием является нехватка времени. Для пожилых людей основным ограничением является стоимость неформального образования. С точки зрения социальной инклюзивности важно отметить, что финансовый барьер для неформального образования является одним из самых существенных – его отметили почти четверть респондентов из поколений Z и X, и треть представителей поколения X. респонденты из молчаливого поколения – 35 процентов. Ученые считают, что важно решать эту проблему за счет адекватной государственной поддержки и поддержки обучающихся сообществ, например, за счет государственных субсидий и внедрения инструментов целевого финансирования неформального образования (образовательные счета, ваучеры и так далее).

Таким образом, основываясь на типологии поведения поколений на рынке неформального образования, включая их интерес и мотивацию, тюменские социологи определили различия между выгодами и барьерами на пути социальной интеграции для преодоления социального и цифрового неравенства. Исследование показывает, что сегодня инклюзия через неформальное образование, мобильность на рынке труда за счет переподготовки, а также включение в новые социальные связи, кружки, адаптация к новым вызовам действительно имеют поколенческие характеристики.  

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Тюменский государственный университет (ТюмГУ) — первый университет Тюменской области, был открыт в 1930 году. Готовит специалистов по 175 направлениям подготовки. Университет входит в число участников Проекта 5-100 — программы повышения международной конкурентоспособности российских вузов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Вчера, 15:03
Дарья Боголюбова

Огромное число экзопланет, формально лежащих в зоне обитаемости, на деле могут быть малопригодными для жизни, полагают авторы новой научной работы. Причем виноват в этом весьма неожиданный фактор переменного тока.

Позавчера, 11:23
Полина

Многие родители стремятся отдать детей в двуязычную школу, чтобы те развивались лучше и быстрее. Однако такое образование способно даже навредить ребенку, показало исследование.

Вчера, 08:56
Михаил Орлов

Змеи — широко распространенные и разнообразные рептилии, которые очень близки ящерицам и в ходе эволюции произошли именно от них. Среди более четырех тысяч видов змей есть жители почти всех континентов и крупных островов, освоившие самые разнообразные экологические ниши и способные питаться почти кем угодно. Авторы новой статьи в Science проанализировали геномы более тысячи видов чешуйчатых (змей и ящериц), данные об их рационе и объяснили, как возникло уникальное разнообразие змей.

Вчера, 15:03
Дарья Боголюбова

Огромное число экзопланет, формально лежащих в зоне обитаемости, на деле могут быть малопригодными для жизни, полагают авторы новой научной работы. Причем виноват в этом весьма неожиданный фактор переменного тока.

Позавчера, 11:23
Полина

Многие родители стремятся отдать детей в двуязычную школу, чтобы те развивались лучше и быстрее. Однако такое образование способно даже навредить ребенку, показало исследование.

Вчера, 08:56
Михаил Орлов

Змеи — широко распространенные и разнообразные рептилии, которые очень близки ящерицам и в ходе эволюции произошли именно от них. Среди более четырех тысяч видов змей есть жители почти всех континентов и крупных островов, освоившие самые разнообразные экологические ниши и способные питаться почти кем угодно. Авторы новой статьи в Science проанализировали геномы более тысячи видов чешуйчатых (змей и ящериц), данные об их рационе и объяснили, как возникло уникальное разнообразие змей.

20 февраля
Полина

В Российской академии наук завершили первый Большой словарь ударений, его издадут к концу года. Лингвисты собрали наиболее современные нормы произношения привычных слов и зафиксировали ударение для лексики, которая появилась в русском языке недавно.

1 февраля
Андрей

Канадские исследователи изучили состав пород, вышедших на поверхность при появлении первых континентов. По итогам анализа выяснилось, что новая земная кора возникла не в результате движения тектонических плит, а из-за процессов в океанических плато молодой Земли.

15 февраля
Дарья Губина

Титан — самый органически богатый спутник с глобальным океаном в Солнечной системе. И все же, сопоставив строение его поверхности с интенсивностью падения метеоритов, ученые пришли к выводу, что в океане спутника Сатурна вряд ли хватает элементов для жизни.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий

Подтвердить?
Подтвердить?
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: