• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
18.04.2023
СФУ
4
661

В СФУ рассказали, как строилась Транссибирская магистраль

4.6

Ученые Гуманитарного института СФУ провели комплексное исследование отчетов, печатной периодики и делопроизводственных материалов, посвященных масштабному строительству Транссибирской железнодорожной магистрали в конце XIX — начале ХХ веков. Изучив исторические источники, эксперты воссоздали картину рабочего быта, описали национальный и возрастной состав обширного штата строителей, рассказали о медицинском обслуживании железнодорожных строителей и забастовках, возникавших на Транссибе из-за тяжелых условий труда.

Строительство Транссибирской магистрали
Строительство Транссибирской магистрали / ©Getty images / Автор: Наталья Федосеева

Решение о строительстве колоссальной транспортной артерии, связавшей европейскую часть России с Сибирью, было принято в 1887 году. Важной задачей стало обеспечение стройки необходимыми кадрами. Значительная удаленность Сибири от основных рынков рабочей силы, ее малая заселенность и тяжелые условия труда и быта строителей стали настоящими вызовами для организаторов стройки.

Исторические архивы сохранили сведения о том, как решались эти проблемы правительством Российской империи: рабочие нанимались не только из местных жителей, но и, в основном, из жителей Европейской России, а также Китая. Привлекались к стройке солдаты, ссыльнопоселенцы и ссыльнокаторжные, осужденные как за политические, так и уголовные дела. Несмотря на очевидно тяжелые условия труда и удаленность от очагов цивилизации, руководством предпринимались шаги для налаживания быта рабочих – строились больницы, существовала система поощрений для лучших работников.

«Мы сосредоточились на изучении отчетов по постройке Средне-Сибирской железной дороги, участков от Красноярска до Иркутска и Забайкальской железной дороги. Ряд важных сведений почерпнули в периодическом издании «Вестник путей сообщения». Удалось точнее установить отдельные аспекты принятия решений на строительстве железной дороги, труда и быта рабочих. Например, уже современникам этой большой стройки были очевидны заманчивые перспективы, открывающиеся благодаря новой транспортной артерии – это и бурное развитие экономики Сибири, и новые культурные веяния, и, конечно, усиление позиций Российской империи на востоке», — сообщил кандидат философских наук, директор Гуманитарного института Андрей Груздев.

Состав строителей, возводивших Транссиб, был достаточно разнообразен. Плечом к плечу трудились сибиряки, приезжие мастеровые из Европейской России, ссыльнопоселенцы, арестанты, солдаты, выходцы из азиатских государств — в особенности, из Китая. С 1893 по 1896 годы количество строителей на участке Средне-Сибирской железной дороги выросло на 28 тысяч человек.

Сибирские крестьяне, принимавшие участие в стройке, составляли не самую большую часть рабочей силы, однако именно они рубили и вывозили лес, используя конную тягу, а также подвозили дрова и шпалы к нужным участкам будущей магистрали.

«Несмотря на то, что местных железнодорожных рабочих трудилось не так уж много, некоторые из них по окончании большой стройки стали профессиональными железнодорожниками. Общее число местных рабочих, участвовавших в сооружении магистрали, можно оценить за разные годы в 10-15 тысяч человек. Многие из них были переселенцами из других частей Российской империи. Строительство дороги давало этим людям возможность получить дополнительный заработок, важный в первые годы становления хозяйства на новом месте», — добавил кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, мировых и региональных цивилизаций Евгений Ахтамов.

Среди сибиряков не было подготовленных специалистов, владеющих знаниями о том, как возводить железнодорожные коммуникации, так что для работ, связанных с обустройством земляного полотна, мастеровые и землекопы выписывались из Европейской России. Особняком среди строителей стояли семейские — так называли потомков старообрядцев, прибывших в Сибирь в XVIII веке. Эти работники отличались отменным здоровьем и трудолюбием, а также неприятием спиртного. Численность семейских работников в отдельные годы достигала трех тысяч человек.

Ученые отметили, что еще одним источником рабочих для Транссиба (или, как тогда называли магистраль, Великого Сибирского пути) стали золотые прииски. На стройке платили больше, так что часть золотоискателей стала наниматься для постройки дороги. «На самых тяжелых участках работали ссыльные. Они рубили лес, участвовали в земляных работах. Сохранившиеся источники говорят, что люди эти трудились добросовестно, ведь им обещали сократить срок ссылки. Также на работы привлекали ссыльнопоселенцев, осужденных за уголовные преступления. Эти рабочие были склонны к пьянству и саботажу. Среди политических ссыльных, трудившихся на стройке, встречаются имена будущих советских государственных деятелей и дипломатов — например, Леонида Красина, ставшего в последствие первым наркомом внешней торговли СССР», — отметил соавтор исследования, профессор кафедры истории России, мировых и региональных цивилизаций СФУ Денис Гергилев.

Ученый рассказал о восточном «вкладе» в строительство Транссиба. Ежегодно на Амуре заключались контракты с рабочими из Китая. В 1898–1900 годах их количество уже составляло восемь тысяч человек. Китайцы участвовали практически во всех видах работ, однако по скорости и продуктивности труда уступали русским рабочим, о чем свидетельствует отчет 1904 года. Авторы исследования подчеркнули, что одной из главных проблем строительства стало слабое развитие промышленности в Сибири конца XIX века – все материалы приходилось завозить издалека. Отсутствие дорог же осложняло доставку камня, гравия и песка.

Помимо сложностей логистики, работа на стройке железнодорожных путей отличалась бытовой неустроенностью. Рабочий день составлял около 14 часов без учета времени на полдник и обед. Иногда работникам приходилось трудиться по ночам, а также в воскресные и праздничные дни. В этих случаях зарплата увеличивалась на 50 процентов. Отпуска же просто не существовало – не оплачивался даже вынужденный простой в дождливые дни.

«Вспыхивали забастовки. Например, в 1895 году на возведении Средне-Сибирского участка было пять таких случаев — участие принимали до тысячи человек. Впрочем, была и положительная тенденция, касающаяся здравоохранения. Если в начале стройки на участке дороги между Красноярском и Иркутском была только одна больница в Красноярске, то на участке Забайкальской железной дороги было обустроено уже 11 больниц. При этом все без исключения работники железной дороги имели право на врачебную помощь. Со временем число мест увеличилось с 20 до 60 коек, приобретались лошади и экипажи для врачей. В целом, уровень медицинского обслуживания на строительстве Забайкальской железной дороги был вполне удовлетворительным», — заключила кандидат философских наук, доцент кафедры философии Татьяна Излученко.

Авторы работы отметили, что, несмотря на сложные для строительства условия, за четверть века была построена самая протяженная в мире железнодорожная магистраль, а Сибирь получила мощный импульс к хозяйственному и культурному развитию. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Сибирский федеральный университет — высшее учебное заведение, расположенное в Красноярске. Первый в России федеральный университет. Крупный научно-исследовательский и образовательный центр в России. Крупнейший университет восточной части России.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
15 мая
Татьяна

В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.

Вчера, 10:40
Evgenia

Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.

3 часа назад
Березин Александр

Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?

15 мая
Татьяна

В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.

15 мая
Николай Цыгикало

Сегодня исполнилось 38 лет с момента первого летного испытания последнего советского космического гиганта — сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Ее запустили 15 мая 1987 года. Технически успешный проект дошел до полностью рабочего изделия, безупречно выполнившего два испытательных полета. Но так и не дошел до летной эксплуатации по причинам, от него уже не зависевшим. А запуск ракеты прошел тогда безупречно, хотя и не без особенностей — и одним из участников этих испытаний был автор Naked Science. Но обо всем по порядку.

Вчера, 10:40
Evgenia

Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

6 мая
Березин Александр

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

2 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.

[miniorange_social_login]

Комментарии

4 Комментария
-
0
+
Комментарий удален пользователем или модератором...
    Следующее исследование предлагаю посвятить БАМу, проведя сравнение скорости строительства и производительности труда.
    +
      ещё комментарии
      -
      1
      +
      Комментарий удален пользователем или модератором...
        А закончили в 1989, если не в 2003. Грубую прикидку эффективности уже сделали: "Ну, сравнение с царским режимом в области железнодорожного строительства окажется, к сожалению, явно не в пользу времен социализма. Например, дорога от Петрозаводска на Мурманск длиной в тысячу километров, знаменитая Мур­манка, была сдана в экстремальнейших природных, тяжелейших финансовых условиях, во время Первой мировой войны, в 1916 году — спустя всего лишь год после начала строительства." Замечу: и обошлись без ГУЛАГов. Чего не избежал БАМ. https://arzamas.academy/materials/1740
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно