• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
18.04.2023
СФУ
4
570

В СФУ рассказали, как строилась Транссибирская магистраль

4.6

Ученые Гуманитарного института СФУ провели комплексное исследование отчетов, печатной периодики и делопроизводственных материалов, посвященных масштабному строительству Транссибирской железнодорожной магистрали в конце XIX — начале ХХ веков. Изучив исторические источники, эксперты воссоздали картину рабочего быта, описали национальный и возрастной состав обширного штата строителей, рассказали о медицинском обслуживании железнодорожных строителей и забастовках, возникавших на Транссибе из-за тяжелых условий труда.

Строительство Транссибирской магистрали
Строительство Транссибирской магистрали / ©Getty images

Решение о строительстве колоссальной транспортной артерии, связавшей европейскую часть России с Сибирью, было принято в 1887 году. Важной задачей стало обеспечение стройки необходимыми кадрами. Значительная удаленность Сибири от основных рынков рабочей силы, ее малая заселенность и тяжелые условия труда и быта строителей стали настоящими вызовами для организаторов стройки.

Исторические архивы сохранили сведения о том, как решались эти проблемы правительством Российской империи: рабочие нанимались не только из местных жителей, но и, в основном, из жителей Европейской России, а также Китая. Привлекались к стройке солдаты, ссыльнопоселенцы и ссыльнокаторжные, осужденные как за политические, так и уголовные дела. Несмотря на очевидно тяжелые условия труда и удаленность от очагов цивилизации, руководством предпринимались шаги для налаживания быта рабочих – строились больницы, существовала система поощрений для лучших работников.

«Мы сосредоточились на изучении отчетов по постройке Средне-Сибирской железной дороги, участков от Красноярска до Иркутска и Забайкальской железной дороги. Ряд важных сведений почерпнули в периодическом издании «Вестник путей сообщения». Удалось точнее установить отдельные аспекты принятия решений на строительстве железной дороги, труда и быта рабочих. Например, уже современникам этой большой стройки были очевидны заманчивые перспективы, открывающиеся благодаря новой транспортной артерии – это и бурное развитие экономики Сибири, и новые культурные веяния, и, конечно, усиление позиций Российской империи на востоке», — сообщил кандидат философских наук, директор Гуманитарного института Андрей Груздев.

Состав строителей, возводивших Транссиб, был достаточно разнообразен. Плечом к плечу трудились сибиряки, приезжие мастеровые из Европейской России, ссыльнопоселенцы, арестанты, солдаты, выходцы из азиатских государств — в особенности, из Китая. С 1893 по 1896 годы количество строителей на участке Средне-Сибирской железной дороги выросло на 28 тысяч человек.

Сибирские крестьяне, принимавшие участие в стройке, составляли не самую большую часть рабочей силы, однако именно они рубили и вывозили лес, используя конную тягу, а также подвозили дрова и шпалы к нужным участкам будущей магистрали.

«Несмотря на то, что местных железнодорожных рабочих трудилось не так уж много, некоторые из них по окончании большой стройки стали профессиональными железнодорожниками. Общее число местных рабочих, участвовавших в сооружении магистрали, можно оценить за разные годы в 10-15 тысяч человек. Многие из них были переселенцами из других частей Российской империи. Строительство дороги давало этим людям возможность получить дополнительный заработок, важный в первые годы становления хозяйства на новом месте», — добавил кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, мировых и региональных цивилизаций Евгений Ахтамов.

Среди сибиряков не было подготовленных специалистов, владеющих знаниями о том, как возводить железнодорожные коммуникации, так что для работ, связанных с обустройством земляного полотна, мастеровые и землекопы выписывались из Европейской России. Особняком среди строителей стояли семейские — так называли потомков старообрядцев, прибывших в Сибирь в XVIII веке. Эти работники отличались отменным здоровьем и трудолюбием, а также неприятием спиртного. Численность семейских работников в отдельные годы достигала трех тысяч человек.

Ученые отметили, что еще одним источником рабочих для Транссиба (или, как тогда называли магистраль, Великого Сибирского пути) стали золотые прииски. На стройке платили больше, так что часть золотоискателей стала наниматься для постройки дороги. «На самых тяжелых участках работали ссыльные. Они рубили лес, участвовали в земляных работах. Сохранившиеся источники говорят, что люди эти трудились добросовестно, ведь им обещали сократить срок ссылки. Также на работы привлекали ссыльнопоселенцев, осужденных за уголовные преступления. Эти рабочие были склонны к пьянству и саботажу. Среди политических ссыльных, трудившихся на стройке, встречаются имена будущих советских государственных деятелей и дипломатов — например, Леонида Красина, ставшего в последствие первым наркомом внешней торговли СССР», — отметил соавтор исследования, профессор кафедры истории России, мировых и региональных цивилизаций СФУ Денис Гергилев.

Ученый рассказал о восточном «вкладе» в строительство Транссиба. Ежегодно на Амуре заключались контракты с рабочими из Китая. В 1898–1900 годах их количество уже составляло восемь тысяч человек. Китайцы участвовали практически во всех видах работ, однако по скорости и продуктивности труда уступали русским рабочим, о чем свидетельствует отчет 1904 года. Авторы исследования подчеркнули, что одной из главных проблем строительства стало слабое развитие промышленности в Сибири конца XIX века – все материалы приходилось завозить издалека. Отсутствие дорог же осложняло доставку камня, гравия и песка.

Помимо сложностей логистики, работа на стройке железнодорожных путей отличалась бытовой неустроенностью. Рабочий день составлял около 14 часов без учета времени на полдник и обед. Иногда работникам приходилось трудиться по ночам, а также в воскресные и праздничные дни. В этих случаях зарплата увеличивалась на 50 процентов. Отпуска же просто не существовало – не оплачивался даже вынужденный простой в дождливые дни.

«Вспыхивали забастовки. Например, в 1895 году на возведении Средне-Сибирского участка было пять таких случаев — участие принимали до тысячи человек. Впрочем, была и положительная тенденция, касающаяся здравоохранения. Если в начале стройки на участке дороги между Красноярском и Иркутском была только одна больница в Красноярске, то на участке Забайкальской железной дороги было обустроено уже 11 больниц. При этом все без исключения работники железной дороги имели право на врачебную помощь. Со временем число мест увеличилось с 20 до 60 коек, приобретались лошади и экипажи для врачей. В целом, уровень медицинского обслуживания на строительстве Забайкальской железной дороги был вполне удовлетворительным», — заключила кандидат философских наук, доцент кафедры философии Татьяна Излученко.

Авторы работы отметили, что, несмотря на сложные для строительства условия, за четверть века была построена самая протяженная в мире железнодорожная магистраль, а Сибирь получила мощный импульс к хозяйственному и культурному развитию. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Сибирский федеральный университет — высшее учебное заведение, расположенное в Красноярске. Первый в России федеральный университет. Крупный научно-исследовательский и образовательный центр в России. Крупнейший университет восточной части России.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 19:00
Полина

Более быстрое таяние ледников в Гренландии и Антарктике могло стать причиной, по которой сильнее снизилась угловая скорость Земли. Из-за этого необходимость вычесть високосную секунду может потребоваться на три года позже.

Позавчера, 14:52
Игорь Байдов

Железный болид имел диаметр от 200 до 400 метров. По мнению авторов новой работы, это импактное событие могло вызвать мощнейшую ударную волну и масштабные лесные пожары, которые распространились по землям, где проживали представители Хараппской цивилизации.

Позавчера, 16:23
Дарья Боголюбова

Сверхтекучий гелий (He II), задействованный в новом эксперименте, часто используют для быстрого охлаждения объектов. Однако авторы исследования нашли новое применение He II — симулирование искривленного пространства-времени под влиянием черной дыры.

26 марта
Мария Азарова

Исследователи из Южной Кореи на примере супружеских пар проверили, как длина и состояние волос женщин отражаются на влечении к ним мужчин и частоте половых контактов.

Позавчера, 07:27
Полина

Международная команда исследователей проанализировала гены композитора Людвига ван Бетховена. Если оценивать по ним его способности к музыке, они окажутся невыдающимися.

Вчера, 11:52
Игорь Байдов

Американская компания JetZero, которая обещает произвести фурор в гражданской авиации, получила сертификат летной годности на испытания уменьшенной копии разрабатываемого ею сверхэффективного реактивного авиалайнера со «смешанным крылом». Предстоящая программа летных испытаний будет направлена на оценку летно-технических характеристик самолета, его устойчивости и управляемости.

11 марта
Игорь Байдов

Американская компания Stratolaunch сообщила об успешном завершении летных испытаний прототипа гиперзвукового аппарата Talon-A, оснащенного ракетным двигателем. Во время беспилотного полета планер развил сверхзвуковую скорость.

18 марта
Игорь Байдов

Грузовой самолет будут использовать для перевозки 90-метровых лопастей ветряных турбин, которые невозможно доставить по суше из-за размеров. Предполагается, что этот аппарат произведет революцию в сфере возобновляемых источников энергии.

13 марта
Алиса Гаджиева

Древние переселенцы из Анатолии не только устроили геноцид в Скандинавии, но и одарили выживших новыми болезнями.

[miniorange_social_login]

Комментарии

4 Комментария

-
0
+
Комментарий удален пользователем или модератором...
    -
    0
    +
    Следующее исследование предлагаю посвятить БАМу, проведя сравнение скорости строительства и производительности труда.
    +
      ещё комментарии
      Лев
      20.04.2023
      -
      1
      +
      Комментарий удален пользователем или модератором...
        -
        0
        +
        А закончили в 1989, если не в 2003. Грубую прикидку эффективности уже сделали: "Ну, сравнение с царским режимом в области железнодорожного строительства окажется, к сожалению, явно не в пользу времен социализма. Например, дорога от Петрозаводска на Мурманск длиной в тысячу километров, знаменитая Мур­манка, была сдана в экстремальнейших природных, тяжелейших финансовых условиях, во время Первой мировой войны, в 1916 году — спустя всего лишь год после начала строительства." Замечу: и обошлись без ГУЛАГов. Чего не избежал БАМ. https://arzamas.academy/materials/1740
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: