Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В СФУ рассказали, как строилась Транссибирская магистраль
Ученые Гуманитарного института СФУ провели комплексное исследование отчетов, печатной периодики и делопроизводственных материалов, посвященных масштабному строительству Транссибирской железнодорожной магистрали в конце XIX — начале ХХ веков. Изучив исторические источники, эксперты воссоздали картину рабочего быта, описали национальный и возрастной состав обширного штата строителей, рассказали о медицинском обслуживании железнодорожных строителей и забастовках, возникавших на Транссибе из-за тяжелых условий труда.
Решение о строительстве колоссальной транспортной артерии, связавшей европейскую часть России с Сибирью, было принято в 1887 году. Важной задачей стало обеспечение стройки необходимыми кадрами. Значительная удаленность Сибири от основных рынков рабочей силы, ее малая заселенность и тяжелые условия труда и быта строителей стали настоящими вызовами для организаторов стройки.
Исторические архивы сохранили сведения о том, как решались эти проблемы правительством Российской империи: рабочие нанимались не только из местных жителей, но и, в основном, из жителей Европейской России, а также Китая. Привлекались к стройке солдаты, ссыльнопоселенцы и ссыльнокаторжные, осужденные как за политические, так и уголовные дела. Несмотря на очевидно тяжелые условия труда и удаленность от очагов цивилизации, руководством предпринимались шаги для налаживания быта рабочих – строились больницы, существовала система поощрений для лучших работников.
«Мы сосредоточились на изучении отчетов по постройке Средне-Сибирской железной дороги, участков от Красноярска до Иркутска и Забайкальской железной дороги. Ряд важных сведений почерпнули в периодическом издании «Вестник путей сообщения». Удалось точнее установить отдельные аспекты принятия решений на строительстве железной дороги, труда и быта рабочих. Например, уже современникам этой большой стройки были очевидны заманчивые перспективы, открывающиеся благодаря новой транспортной артерии – это и бурное развитие экономики Сибири, и новые культурные веяния, и, конечно, усиление позиций Российской империи на востоке», — сообщил кандидат философских наук, директор Гуманитарного института Андрей Груздев.
Состав строителей, возводивших Транссиб, был достаточно разнообразен. Плечом к плечу трудились сибиряки, приезжие мастеровые из Европейской России, ссыльнопоселенцы, арестанты, солдаты, выходцы из азиатских государств — в особенности, из Китая. С 1893 по 1896 годы количество строителей на участке Средне-Сибирской железной дороги выросло на 28 тысяч человек.
Сибирские крестьяне, принимавшие участие в стройке, составляли не самую большую часть рабочей силы, однако именно они рубили и вывозили лес, используя конную тягу, а также подвозили дрова и шпалы к нужным участкам будущей магистрали.
«Несмотря на то, что местных железнодорожных рабочих трудилось не так уж много, некоторые из них по окончании большой стройки стали профессиональными железнодорожниками. Общее число местных рабочих, участвовавших в сооружении магистрали, можно оценить за разные годы в 10-15 тысяч человек. Многие из них были переселенцами из других частей Российской империи. Строительство дороги давало этим людям возможность получить дополнительный заработок, важный в первые годы становления хозяйства на новом месте», — добавил кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, мировых и региональных цивилизаций Евгений Ахтамов.
Среди сибиряков не было подготовленных специалистов, владеющих знаниями о том, как возводить железнодорожные коммуникации, так что для работ, связанных с обустройством земляного полотна, мастеровые и землекопы выписывались из Европейской России. Особняком среди строителей стояли семейские — так называли потомков старообрядцев, прибывших в Сибирь в XVIII веке. Эти работники отличались отменным здоровьем и трудолюбием, а также неприятием спиртного. Численность семейских работников в отдельные годы достигала трех тысяч человек.
Ученые отметили, что еще одним источником рабочих для Транссиба (или, как тогда называли магистраль, Великого Сибирского пути) стали золотые прииски. На стройке платили больше, так что часть золотоискателей стала наниматься для постройки дороги. «На самых тяжелых участках работали ссыльные. Они рубили лес, участвовали в земляных работах. Сохранившиеся источники говорят, что люди эти трудились добросовестно, ведь им обещали сократить срок ссылки. Также на работы привлекали ссыльнопоселенцев, осужденных за уголовные преступления. Эти рабочие были склонны к пьянству и саботажу. Среди политических ссыльных, трудившихся на стройке, встречаются имена будущих советских государственных деятелей и дипломатов — например, Леонида Красина, ставшего в последствие первым наркомом внешней торговли СССР», — отметил соавтор исследования, профессор кафедры истории России, мировых и региональных цивилизаций СФУ Денис Гергилев.
Ученый рассказал о восточном «вкладе» в строительство Транссиба. Ежегодно на Амуре заключались контракты с рабочими из Китая. В 1898–1900 годах их количество уже составляло восемь тысяч человек. Китайцы участвовали практически во всех видах работ, однако по скорости и продуктивности труда уступали русским рабочим, о чем свидетельствует отчет 1904 года. Авторы исследования подчеркнули, что одной из главных проблем строительства стало слабое развитие промышленности в Сибири конца XIX века – все материалы приходилось завозить издалека. Отсутствие дорог же осложняло доставку камня, гравия и песка.
Помимо сложностей логистики, работа на стройке железнодорожных путей отличалась бытовой неустроенностью. Рабочий день составлял около 14 часов без учета времени на полдник и обед. Иногда работникам приходилось трудиться по ночам, а также в воскресные и праздничные дни. В этих случаях зарплата увеличивалась на 50 процентов. Отпуска же просто не существовало – не оплачивался даже вынужденный простой в дождливые дни.
«Вспыхивали забастовки. Например, в 1895 году на возведении Средне-Сибирского участка было пять таких случаев — участие принимали до тысячи человек. Впрочем, была и положительная тенденция, касающаяся здравоохранения. Если в начале стройки на участке дороги между Красноярском и Иркутском была только одна больница в Красноярске, то на участке Забайкальской железной дороги было обустроено уже 11 больниц. При этом все без исключения работники железной дороги имели право на врачебную помощь. Со временем число мест увеличилось с 20 до 60 коек, приобретались лошади и экипажи для врачей. В целом, уровень медицинского обслуживания на строительстве Забайкальской железной дороги был вполне удовлетворительным», — заключила кандидат философских наук, доцент кафедры философии Татьяна Излученко.
Авторы работы отметили, что, несмотря на сложные для строительства условия, за четверть века была построена самая протяженная в мире железнодорожная магистраль, а Сибирь получила мощный импульс к хозяйственному и культурному развитию.
Бетон — один из самых распространенных в строительстве материалов. Инженеры пытаются найти все новые способы повысить его прочность, чтобы постройки сохранялись долгие годы. Исследователи из Америки и Швейцарии предложили вариант упрочнить бетон с помощью углекислого газа.
Окаменелости трилобитов — животных, которые жили сотни миллионов лет назад — палеонтологи находят довольно часто. Обычно эти находки представляют собой твердые панцири-экзоскелеты, то есть только внешнюю оболочку. Теперь же ученые обнаружили практически полные экземпляры с мягкими тканями, которые хорошо сохранились благодаря извержению вулкана. Открытие позволит специалистам лучше разобраться в анатомии древних существ, а также тщательно исследовать анатомические структуры, которые долгое время вызывали споры.
В новой работе математики из Великобритании предположили, что отсутствие мужской лактации и грудного вскармливания у плацентарных млекопитающих — эволюционная стратегия, не связанная с неопределенностью биологического отцовства и конкуренцией. По их мнению, причинами такого разделения обязанностей родителей могут быть живорождение и опасность передачи микробиома молока, которые вместе генерируют соответствующее эволюционное давление отбора.
Ученые из Китая и Бельгии воссоздали в лаборатории условия, существовавшие на Меркурии четыре миллиарда лет назад, и выяснили, что они были идеальными для образования слоя алмазов, который с течением времени становился лишь толще.
Ученые из Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН и НИУ ВШЭ выяснили, как формируются основы грамотности. Для этого они сравнили процессы распознавания ошибок в трех возрастных группах: у детей 8–10 лет, подростков 11–14 лет и взрослых. Эксперимент показал, что орфографическая чувствительность у ребенка появляется в начальной школе и продолжает развиваться как минимум до 14 лет. До этого возраста дети хуже, чем подростки и взрослые, распознают ошибки в словах.
Специалисты из Великобритании смоделировали таяние шельфовых ледников в Антарктиде и узнали, как на это влияют включения теплой морской воды. Исследователи также выяснили, что запускает необратимый процесс таяния антарктических ледников и какие из них наиболее уязвимы.
Ученые из Китая и Бельгии воссоздали в лаборатории условия, существовавшие на Меркурии четыре миллиарда лет назад, и выяснили, что они были идеальными для образования слоя алмазов, который с течением времени становился лишь толще.
Земля начала формироваться примерно 4,5 миллиарда лет назад. Чтобы понять, как это происходило в ранние периоды развития нашей планеты, ученые ищут образцы древних горных пород. Одну из таких, возрастом почти 3,5 миллиарда лет, обнаружили рядом с городом Колли в Австралии.
Исследователи из США выяснили, что примерно два миллиона лет назад Солнечная система захватила хвост облака холодного межзвездного газа. В результате гелиосфера сильно сжалась, дав галактическим лучам свободно облучать все планеты системы. Это должно было вызвать и серьезные проблемы с климатом.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии