• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
18.04.2023
СФУ
4
595

В СФУ рассказали, как строилась Транссибирская магистраль

4.6

Ученые Гуманитарного института СФУ провели комплексное исследование отчетов, печатной периодики и делопроизводственных материалов, посвященных масштабному строительству Транссибирской железнодорожной магистрали в конце XIX — начале ХХ веков. Изучив исторические источники, эксперты воссоздали картину рабочего быта, описали национальный и возрастной состав обширного штата строителей, рассказали о медицинском обслуживании железнодорожных строителей и забастовках, возникавших на Транссибе из-за тяжелых условий труда.

Строительство Транссибирской магистрали
Строительство Транссибирской магистрали / ©Getty images / Автор: Наталья Федосеева

Решение о строительстве колоссальной транспортной артерии, связавшей европейскую часть России с Сибирью, было принято в 1887 году. Важной задачей стало обеспечение стройки необходимыми кадрами. Значительная удаленность Сибири от основных рынков рабочей силы, ее малая заселенность и тяжелые условия труда и быта строителей стали настоящими вызовами для организаторов стройки.

Исторические архивы сохранили сведения о том, как решались эти проблемы правительством Российской империи: рабочие нанимались не только из местных жителей, но и, в основном, из жителей Европейской России, а также Китая. Привлекались к стройке солдаты, ссыльнопоселенцы и ссыльнокаторжные, осужденные как за политические, так и уголовные дела. Несмотря на очевидно тяжелые условия труда и удаленность от очагов цивилизации, руководством предпринимались шаги для налаживания быта рабочих – строились больницы, существовала система поощрений для лучших работников.

«Мы сосредоточились на изучении отчетов по постройке Средне-Сибирской железной дороги, участков от Красноярска до Иркутска и Забайкальской железной дороги. Ряд важных сведений почерпнули в периодическом издании «Вестник путей сообщения». Удалось точнее установить отдельные аспекты принятия решений на строительстве железной дороги, труда и быта рабочих. Например, уже современникам этой большой стройки были очевидны заманчивые перспективы, открывающиеся благодаря новой транспортной артерии – это и бурное развитие экономики Сибири, и новые культурные веяния, и, конечно, усиление позиций Российской империи на востоке», — сообщил кандидат философских наук, директор Гуманитарного института Андрей Груздев.

Состав строителей, возводивших Транссиб, был достаточно разнообразен. Плечом к плечу трудились сибиряки, приезжие мастеровые из Европейской России, ссыльнопоселенцы, арестанты, солдаты, выходцы из азиатских государств — в особенности, из Китая. С 1893 по 1896 годы количество строителей на участке Средне-Сибирской железной дороги выросло на 28 тысяч человек.

Сибирские крестьяне, принимавшие участие в стройке, составляли не самую большую часть рабочей силы, однако именно они рубили и вывозили лес, используя конную тягу, а также подвозили дрова и шпалы к нужным участкам будущей магистрали.

«Несмотря на то, что местных железнодорожных рабочих трудилось не так уж много, некоторые из них по окончании большой стройки стали профессиональными железнодорожниками. Общее число местных рабочих, участвовавших в сооружении магистрали, можно оценить за разные годы в 10-15 тысяч человек. Многие из них были переселенцами из других частей Российской империи. Строительство дороги давало этим людям возможность получить дополнительный заработок, важный в первые годы становления хозяйства на новом месте», — добавил кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, мировых и региональных цивилизаций Евгений Ахтамов.

Среди сибиряков не было подготовленных специалистов, владеющих знаниями о том, как возводить железнодорожные коммуникации, так что для работ, связанных с обустройством земляного полотна, мастеровые и землекопы выписывались из Европейской России. Особняком среди строителей стояли семейские — так называли потомков старообрядцев, прибывших в Сибирь в XVIII веке. Эти работники отличались отменным здоровьем и трудолюбием, а также неприятием спиртного. Численность семейских работников в отдельные годы достигала трех тысяч человек.

Ученые отметили, что еще одним источником рабочих для Транссиба (или, как тогда называли магистраль, Великого Сибирского пути) стали золотые прииски. На стройке платили больше, так что часть золотоискателей стала наниматься для постройки дороги. «На самых тяжелых участках работали ссыльные. Они рубили лес, участвовали в земляных работах. Сохранившиеся источники говорят, что люди эти трудились добросовестно, ведь им обещали сократить срок ссылки. Также на работы привлекали ссыльнопоселенцев, осужденных за уголовные преступления. Эти рабочие были склонны к пьянству и саботажу. Среди политических ссыльных, трудившихся на стройке, встречаются имена будущих советских государственных деятелей и дипломатов — например, Леонида Красина, ставшего в последствие первым наркомом внешней торговли СССР», — отметил соавтор исследования, профессор кафедры истории России, мировых и региональных цивилизаций СФУ Денис Гергилев.

Ученый рассказал о восточном «вкладе» в строительство Транссиба. Ежегодно на Амуре заключались контракты с рабочими из Китая. В 1898–1900 годах их количество уже составляло восемь тысяч человек. Китайцы участвовали практически во всех видах работ, однако по скорости и продуктивности труда уступали русским рабочим, о чем свидетельствует отчет 1904 года. Авторы исследования подчеркнули, что одной из главных проблем строительства стало слабое развитие промышленности в Сибири конца XIX века – все материалы приходилось завозить издалека. Отсутствие дорог же осложняло доставку камня, гравия и песка.

Помимо сложностей логистики, работа на стройке железнодорожных путей отличалась бытовой неустроенностью. Рабочий день составлял около 14 часов без учета времени на полдник и обед. Иногда работникам приходилось трудиться по ночам, а также в воскресные и праздничные дни. В этих случаях зарплата увеличивалась на 50 процентов. Отпуска же просто не существовало – не оплачивался даже вынужденный простой в дождливые дни.

«Вспыхивали забастовки. Например, в 1895 году на возведении Средне-Сибирского участка было пять таких случаев — участие принимали до тысячи человек. Впрочем, была и положительная тенденция, касающаяся здравоохранения. Если в начале стройки на участке дороги между Красноярском и Иркутском была только одна больница в Красноярске, то на участке Забайкальской железной дороги было обустроено уже 11 больниц. При этом все без исключения работники железной дороги имели право на врачебную помощь. Со временем число мест увеличилось с 20 до 60 коек, приобретались лошади и экипажи для врачей. В целом, уровень медицинского обслуживания на строительстве Забайкальской железной дороги был вполне удовлетворительным», — заключила кандидат философских наук, доцент кафедры философии Татьяна Излученко.

Авторы работы отметили, что, несмотря на сложные для строительства условия, за четверть века была построена самая протяженная в мире железнодорожная магистраль, а Сибирь получила мощный импульс к хозяйственному и культурному развитию. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Сибирский федеральный университет — высшее учебное заведение, расположенное в Красноярске. Первый в России федеральный университет. Крупный научно-исследовательский и образовательный центр в России. Крупнейший университет восточной части России.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
27 мая
Андрей

Европейские гляциологи, используя первые снимки Восточной Антарктиды 1937 года, а также фотографии середины XX века и современные спутниковые данные, отследили, как менялись ледники в этом регионе на протяжении 85 лет.

Вчера, 14:05
Юлия Трепалина

Американские ветеринары обновили рекомендации по стерилизации собак в зависимости от возраста, породы и пола. В новом исследовании, продолжающем серию предыдущих работ по этому вопросу, к ранее рассмотренным 35 популярным породам добавили еще пять.

Вчера, 20:00
Андрей

Геологи решили изучить, как менялась река Нил в эпоху голоцена и как эти изменения связаны с древним климатом. Для этого ученые пробурили 81 скважину возле города Луксор и по извлеченным кернам проанализировали осадконакопление реки. Вероятно, трансформация Нила влияла на жизнь древнеегипетских обществ.

27 мая
Андрей

Европейские гляциологи, используя первые снимки Восточной Антарктиды 1937 года, а также фотографии середины XX века и современные спутниковые данные, отследили, как менялись ледники в этом регионе на протяжении 85 лет.

24 мая
Игорь Байдов

С помощью космических и наземных телескопов международная команда астрономов открыла похожий на нашу планету мир в так называемой зоне обитаемости, позволяющей воде существовать на поверхности тела в жидком состоянии. По космическим меркам экзопланета находится достаточно близко к Земле и, вероятно, представляет собой скалистый мир с благоприятным для жизни климатом. Подобные миры астрономы открывают крайне редко.

Вчера, 07:08
Мария Азарова

Ученые выявили генетическую мутацию, ответственную за напоминающий лакричные конфеты «салмиак» окрас шерсти, который недавно появился у домашних кошек в Финляндии.

15 мая
НИУ ВШЭ

Международный коллектив исследователей при участии ученых из Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ изучил, как выбор иностранного языка влияет на когнитивные способности человека. Оказалось, что языки, непохожие на родной, стимулируют когнитивную функцию на начальном этапе их изучения, а близкие к родному имеют отложенный эффект и помогают мозгу эффективнее работать при более высоком уровне владения иностранным языком.

3 мая
Василий Парфенов

Ледяной покров Антарктики претерпевает значительные изменения на протяжении года, и его поведение хорошо изучено в общем. Но некоторые локальные аномалии объяснить не получается вот уже несколько десятилетий. Одна из них — полынья возвышения Мод, или полынья моря Уэдделла, которая появляется нерегулярно на одном и том же месте. Международная команда океанологов, наконец, смогла разгадать механизмы ее образования.

24 мая
Игорь Байдов

С помощью космических и наземных телескопов международная команда астрономов открыла похожий на нашу планету мир в так называемой зоне обитаемости, позволяющей воде существовать на поверхности тела в жидком состоянии. По космическим меркам экзопланета находится достаточно близко к Земле и, вероятно, представляет собой скалистый мир с благоприятным для жизни климатом. Подобные миры астрономы открывают крайне редко.

[miniorange_social_login]

Комментарии

4 Комментария

-
0
+
Комментарий удален пользователем или модератором...
    -
    0
    +
    Следующее исследование предлагаю посвятить БАМу, проведя сравнение скорости строительства и производительности труда.
    +
      ещё комментарии
      Лев
      20.04.2023
      -
      1
      +
      Комментарий удален пользователем или модератором...
        -
        0
        +
        А закончили в 1989, если не в 2003. Грубую прикидку эффективности уже сделали: "Ну, сравнение с царским режимом в области железнодорожного строительства окажется, к сожалению, явно не в пользу времен социализма. Например, дорога от Петрозаводска на Мурманск длиной в тысячу километров, знаменитая Мур­манка, была сдана в экстремальнейших природных, тяжелейших финансовых условиях, во время Первой мировой войны, в 1916 году — спустя всего лишь год после начала строительства." Замечу: и обошлись без ГУЛАГов. Чего не избежал БАМ. https://arzamas.academy/materials/1740
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: