03.02.2022
ПНИПУ
1 441

4.6

В процессе работы газотурбинных установок, которые используют на предприятиях нефтегазовой отрасли, может выделяться угарный газ. Исследователи из Пермского Политеха предложили новый способ управления установками, который может сократить выбросы этого вещества, повысить срок службы оборудования и экономичность его работы.

В Пермском Политехе придумали, как снизить выбросы угарного газа в нефтегазовой отрасли / ©Getty images / Автор: Euclio Drusus

В отличие от аналогов, разработка предполагает подогрев топливного газа с замерами выделения вредных веществ. При этом расходные и конструктивные характеристики камеры сгорания не меняются. Результаты исследования ученые опубликовали в журнале Problemele energeticii regionale (Problems of the Regional Energetics). “Основная причина выбросов угарного газа и несгоревших углеводородов является низкая полнота сгорания топлива в газотурбинных двигателях. От этих характеристик зависит экономичность установки. Проблема особенно актуальна в зимний сезон.

Сейчас для увеличения полноты сгорания используют методы, основанные на изменении температуры или количества воздуха, который подают в горючую смесь. Но они могут привести к нежелательным последствиям, например, к снижению эффективности газотурбинной установки и уменьшению ресурса ее «горячей части»”, – рассказывает один из разработчиков, старший преподаватель кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» Пермского Политеха Олег Матюнин.

Гомогенная атмосферная горелка, предназначенная для исследования уменьшения эмиссии при горении предварительно перемешанной смеси воздуха с топливом (подготовка к включению в стенд) / ©Пресс-служба ПНИПУ

Подогрев воздуха, как делали ранее, требует крупногабаритных теплообменных аппаратов. Они не всегда удобны в использовании. Ученые предложили повышать температуру топливного газа перед его подачей в камеру сгорания. Из-за небольших расходов топливного газа можно будет использовать теплообменный аппарат меньших размеров.

Конвертируемая установка для сжигания попутного нефтяного газа и водородсодержащих топлив, ранее работавшая на керосине / ©Пресс-служба ПНИПУ

Разработчики провели эксперименты в лаборатории горения кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» Пермского Политеха. Испытания осуществлялись без подогрева топлива и с увеличением температуры до максимально возможной для оборудования величины, а затем ученые сравнили результаты.

Модифицированная камера сгорания для конвертируемой установки / ©Пресс-служба ПНИПУ

“Нам удалось установить, что внешний подогрев топливного газа влияет на выбросы угарного газа, при этом газодинамические характеристики горения остаются практически без изменений. В этом случае можно использовать упрощенную по конструкции камеру сгорания”, – поясняет доцент кафедры «Ракетно-космическая техника и энергетические системы» Пермского Политеха, кандидат технических наук Николай Бачев.

По мнению ученых, разработка будет полезна для внедрения на предприятиях нефтегазовой промышленности. Новый способ управления газотурбинными установками подойдет для наземных систем открытого, замкнутого и комбинированного типа. Сейчас исследователи находятся в поисках финансирования проекта. В работе также принимали участие представители ООО “НТЦ “Турбопневматик”.