Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В НИУ ВШЭ выяснили, что мотивирует россиян работать
Исследователи из Лаборатории сравнительного анализа развития постсоциалистических обществ факультета экономических наук НИУ ВШЭ Владимир Карачаровский и Мария Гурулева выяснили, насколько экономически активные россияне готовы работать с большими усилиями при условии повышения заработной платы. Исследователи пришли к выводу, что на российском рынке труда существует так называемая «ловушка мотивации». Она заключается в том, что насколько бы организации не повышали фонд заработной платы, увеличить мотивацию сотрудников будет не просто. Более половины опрошенных — 51,2 процента респондентов — не готовы работать с большими усилиями, даже если уровень их дохода будет выше, а деятельность интереснее.
Научная статья по итогам анализа опубликована в журнале «Социологические исследования». Подробнее — в материале IQ.HSE. Согласно имеющимся данным, лишь около 31 процента российских работников связывают изменения будущей заработной зарплаты с личной активностью и профессиональными целями. Более трети (37 процентов) рассчитывают на инициативы государства, удачу или надежду, что «колея» выведет. А почти пятая часть (18,5 процентов) заведомо готово к падению собственных трудовых доходов на горизонте пяти лет, пишут Владимир Карачаровский и Мария Гурулева.
Авторы отмечают, что подобная картина будущего не способствует тому, чтобы население стремилось к личным инвестициям в производительность. Как следствие — работа может проигрывать альтернативным ценностям, например, досугу или личной жизни.
Работа части россиян на пределе своих возможностей — один из факторов, указывающих на феномен, который авторы обозначают как ловушка мотивации. Другой фактор, на который они указывают, заключается в запросах населения относительно справедливого размера заработной платы. Большинство россиян считают её несправедливой. И если работодатель повысит заработную плату, то это будет восприниматься скорее как его «долг», а не способ мотивации.
Чтобы прояснить, какие есть возможности для повышения производительности труда в России, а также какие категории работников потенциально готовы работать с большими усилиями, авторы провели специальное исследование. При этом они отмечают, что проблему производительности труда нельзя исправить только стимулированием мотивации. Сочетание низкой производительности с большим количеством рабочих часов указывает также на низкую технологическую вооруженность экономики и управленческие недочеты. При этом мотивация — всё равно важный фактор, который требует отдельного рассмотрения.
В ходе исследования использовались данные массового опроса населения, проведенного в 2018 году на основе общероссийской репрезентативной квотной выборки. Квоты соблюдались по федеральным округам, типам поселений, полу и возрасту респондентов, а также социально-профессиональному составу населения.
Модель выборки включает все федеральные округа, 21 типичный для них субъект России, 106 населенных пунктов, в том числе Москву и Санкт-Петербург. Всего выборка насчитывает 700 работающих респондентов в возрасте 18 лет и старше.
Для профилирования работников по критерию готовности работать больше использовался вопрос: «Могли бы или хотели бы Вы работать, затрачивая больше усилий, чем сейчас при адекватном вознаграждении за Ваш труд и при работе, которую Вы считали бы интересной для себя?».
Результаты показали, что более половины россиян (51,3 процента) не готовы работать больше — при адекватном вознаграждении за их труд и интересной работе. При этом по причине альтернативных или невыраженных приоритетов не готовы работать более трети респондентов (31,8 процентов), а почти пятая часть (19,5 процента) опрошенных чувствуют себя работающими и так на пределе своих возможностей. Кроме того, 63,8 процента работников считают несправедливой оплату своего труда.
Исследователи выяснили, среди каких групп населения потенциально выше готовность работать с большими усилиями. Средний возраст таких респондентов — 40,7 лет. А средний возраст респондентов, не готовых работать усерднее, — 44,7 лет. «Возраст, в котором максимизируется готовность работника работать с большими усилиями в ответ на вознаграждение, составляет 36 лет для всей выборки и 38 лет для подвыборки респондентов, считающих оплату своего труда несправедливой», — отмечают авторы. Они также поясняют, что если работник принадлежит к реформенному поколению (1968 — 1981 годов рождения) или к поколению миллениалов (1982 — 2001 годов рождения), то это увеличивает шансы получить от него дополнительную производительность труда на 15-20 процентных пунктов.
Второй значимый фактор готовности к работе с большими усилиями — происхождение работника. Есть отрицательная связь с наличием высшего образования у родителей — то есть университетские дипломы родителей вероятно не способствуют стремлению работать больше. А вот первичная социализация (детство) в мегаполисе или крупном городе — наоборот.
Наибольший потенциал роста производительности труда выявлен для промышленных рабочих; работников с высшим образованием, занятых в государственном секторе и сфере услуг; для работников села.
Устранение несправедливости в зарплатах, по мнению авторов, — существенный фактор роста производительности труда. Однако цена ликвидации этой несправедливости — очень высока. «Её устранение для той группы работников, которые готовы работать больше, эквивалентно повышению заработных плат в среднем на 65,4 процента для доли в 48,7 процента работников, что означало бы увеличение фонда оплаты труда среднестатистической российской организации примерно на треть», — подсчитали исследователи. И это лишь нижняя граница оценки, потому что если одновременно не повысить заработную плату и всем тем, кто пока считает её справедливой, то нарушится статус-кво.
При этом, судя по результатам анализа, зарплатные «аппетиты» работников растут более резко, чем их ответная готовность повысить производительность труда. «Так, среди работников с запросом на повышение заработной платы в два раза, вероятность встретить индивида, готового работать с большими усилиями, выше всего лишь на 9-10 процентных пунктов», — комментирует Владимир Карачаровский.
Более того, повышение зарплат до «справедливого» уровня лишь возвращает работникам накопленный «долг», но не является мотивирующим фактором, считают исследователи. «С нашей точки зрения это принципиальный вывод, демонстрирующий ловушку мотивации на российском рынке труда», — резюмируют они. Подавляющая часть работников считает, что их зарплата уже сейчас не соответствует затрачиваемым ими трудовым усилиям, поэтому ее повышение лишь вернет ситуацию к норме, а не создаст дополнительные стимулы.
Ученые из МФТИ и МГУ провели важное исследование фундаментальных законов природы, значительно расширив возможности одного из самых перспективных инструментов для исследования М-теории — гипотетической «теории всего». Они обобщили математический метод, известный как три-векторные деформации, на полные, без каких-либо упрощений, уравнения 11-мерной супергравитации в рамках исключительной теории поля. Результатом стали явные «рецепты» того, как можно систематически изменять (или «деформировать») геометрию и поля любого известного 11-мерного пространства-времени, чтобы получить новые, ранее неизвестные решения, подчиняющиеся тем же элегантным алгебраическим условиям, что и в более простых случаях.
После тяжелого эмоционального потрясения, например развода или потери близкого человека, у некоторых людей может возникать кардиомиопатия такоцубо, также известная как стрессовая кардиомиопатия, или «синдромом разбитого сердца». Хотя это состояние, напоминающее симптомами сердечный приступ, чаще встречается у женщин, новое исследование показало, что для мужчин оно вдвое смертоноснее.
Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.
Мохаммад Х. Аттаран (Mohammad H. Attaran) — концепт-дизайнер и цифровой художник, работающий в Великобритании. В своих проектах он сочетает эстетику научной фантастики с элементами, вдохновлёнными природой, особенно анатомией насекомых. Его машины, мехи и транспортные средства выглядят одновременно инопланетно и инженерно достоверно. Ну или почти.
Исследуя генетическое происхождение мужского населения Нидерландов, ученые заметили географические особенности распределения гаплогрупп. Теперь, чтобы их объяснить, проанализировали Y-хромосомы сотен человек, начиная с раннего Средневековья, в сравнении с геномами современного населения страны. Авторы рассчитывали обнаружить непрерывность популяций, однако столкнулись с неожиданными сложностями.
Когда пальцы долго находятся в воде, кожа на них начинает морщиться. Из-за чего и по какому принципу это происходит, долгое время известно не было. Однако специалисты по биомедицине из США нашли ответы на оба вопроса.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Многие знают, как популярны сувениры из окаменелостей — зубы древних акул или полированные панцири аммонитов. Но чем реже встречаются такие артефакты, тем они ценнее, то есть на них можно много заработать. И это проблема для палеонтологов. Американский специалист по тираннозаврам оценил ущерб, который нанесла коммерческая добыча костей T. rex и подсчитал среднюю цену таких образцов. Оказалось, больше половины найденных тирексов находится в частных руках, а значит, для науки они недоступны или ненадежны.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии