26.10.2023
УрФУ

На Земле впервые нашли космический минерал, названный в честь уральского ученого

4.5

Группа исследователей из Польши и Израиля обнаружила в пустыне Негев на Ближнем Востоке космический минерал, названный в честь руководителя лаборатории ExtraTerra Consortium УрФУ Виктора Гроховского. Это первая находка гроховскиита в земных породах.

Сотрудник кафедры физических методов и приборов контроля УрФУ Виктор Гроховский
Сотрудник кафедры физических методов и приборов контроля УрФУ Виктор Гроховский / © Getty images / Автор: Cloelia Andronicus

Состав и характеристики находки ученые описали в журнале Minerals. «В ходе полевых работ в 2019 и 2021 годах в пустыне Негев в Израиле было собрано более 200 образцов фосфидсодержащей брекчии (горная порода, сложенная из угловатых обломков и сцементированная) с обломками черного слабоизмененного минерала геленита (высококальциевые породы), обогащенного сульфидами. Дисульфиды хрома одновалентных металлов были обнаружены в фосфидсодержащей эксплозивной брекчии, образующей небольшую вертикальную зону шириной 4-5 метров в слоистой породе («низкотемпературный Хатрурим») в обнажении на дороге Арад — Мертвое море, впадина Хатрурим», — описывают место находки соавторы статьи.

Породы пирометаморфического комплекса Хатрурим, как поясняют исследователи, распространены вдоль крупного тектонического разлома в земной коре Мертвого моря, на территории Израиля, Палестины и Иордании.

«“Классическая” генетическая гипотеза предполагает, что эти породы образовались в результате сгорания битумного вещества, содержащегося в осадочном протолите. Недавно предложенная гипотеза “грязевых вулканов” утверждает, что активизация природных пожаров и пирометаморфическая трансформация осадочного протолита происходила при участии метана из газовых ловушек в тектонически активной рифтовой зоне Мертвого моря», — объясняют происхождение минерала ученые.

Напомним, гроховскиит обнаружили в мелких включениях в камасите метеорита Уакит, найденного в 2016 году в Бурятии. Сегодня образец железного метеорита Уакит, содержащий гроховскиит, находится в экспозиции Центрального Сибирского геологического музея (ИГМ СО РАН). Почти одновременно гроховскиит нашли в железном метеорите Gove в северной части Австралии. Зарегистрировали новый минерал в декабре 2019 года в комиссии по новым минералам, номенклатуре и классификации Международной минералогической ассоциации.

«У этого минерала удивительная история. Дисульфид хрома CuCrS2 (гроховскиит) был синтезирован в лабораторных условиях и всесторонне изучался, так как слоистые дихалькогениды рассматриваются как перспективные функциональные материалы для электронных устройств ввиду их термоэлектрических свойств и ионной проводимости. Но в природе он впервые был обнаружен в веществе внеземного происхождения, что позволило открывателям зарегистрировать его как космический минерал, а вот теперь спустя четыре года он найден и в земных породах», — комментирует сотрудник кафедры физических методов и приборов контроля УрФУ Виктор Гроховский.

Отметим, Виктор Гроховский в 2013 году вошел в список десяти людей, замеченных в мире, по версии журнала Nature. Группа исследователей и туристов УрФУ под его руководством занималась поиском и исследованием метеорита, упавшего на территории Челябинской области в феврале 2013 года. В 2014 году решением Международного астрономического союза в честь Гроховского была названа малая планета (астероид 16399 Grokhovsky).