12.07.2022
ПНИПУ
2 048

Установлены антибиотические свойства молочнокислых бактерий козьего молока

4.5

Козье молоко превосходит коровье по многим компонентам. Оно существенно отличается по составу общим содержанием жира, витаминов, микроэлементов и лактозы. Такое молоко особенно полезно для детей. О том, что козье молоко содержит молочнокислые микроорганизмы, известно давно. Однако выделение конкретных штаммов, обладающих высокой активностью и оптимальными физиолого-биохимическими свойствами, — задача актуальная. Исследователи Пермского Политеха выделили чистую культуру молочнокислых бактерий и с использованием диско-диффузионного метода установили ее антибиотические свойства.

Установлены антибиотические свойства молочнокислых бактерий козьего молока / ©Getty images / Автор: Ирина Мельникова

Исследование опубликовано в сборнике «Химия. Экология. Урбанистика. 2022». Молочнокислые бактерии — микроорганизмы, способные помимо молочной кислоты синтезировать вещества белковой природы — бактериоцины. Последние, как и молочная кислота, оказывают ингибирующее действие на условно-патогенные и патогенные микроорганизмы, что может вызывать оздоравливающий эффект.

«Для исследования антибиотической активности применяли диско-диффузионный метод. В качестве тестируемых образцов были выбраны следующие культуры: Escherichia coli и Bacillus subtilis. В стерильные чашки Петри с агаризованной питательной средой вносили 100 микролитров односуточных культур тест-организмов и диски, пропитанные продуктами биосинтеза выделенной молочнокислой культуры», — рассказывает студентка кафедры «Химия и биотехнология» Гулюза Ибрагимова.

Антибиотическая активность культуры по отношению к E.coli / ©Пресс-служба ПНИПУ

«Результаты изучения динамики роста показали, что культура молочнокислых бактерий обладает антибактериальной активностью в отношении как грамотрицательных, так и грамположительных микроорганизмов рассматриваемых тест-культур», — сообщает доктор технических наук, заведующий кафедрой «Химия и биотехнология» Николай Ходяшев.

Антибиотическая активность культуры по отношению к B.subtilis / ©Пресс-служба ПНИПУ

По словам авторов, дальнейшие исследования могут быть ориентированы на рассмотрение антибиотической активности по отношению к более широкому кругу тест-культур микроорганизмов.