Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Ученые узнали, какие отношения доминируют в бизнес-семьях
Исследователи из ТюмГУ изучили типы семейных систем у предпринимателей малого семейного бизнеса и, помимо прочего, пришли к выводу, что сплоченность таких семей снижается с увеличением возраста владельца коммерческого предприятия.
Статья ученых кафедры общей и социальной психологии ИПиП ТюмГУ кандидатов наук доцента Юлии Мурзиной и старшего преподавателя Ирины Русяевой опубликована в «Национальном психологическом журнале».
Для нашей страны рост и повышение эффективности малого бизнеса — одно из стратегических направлений. Но стимулировать рост бизнеса могут не только финансовые и инфраструктурные факторы, но и социально-психологические. Изучение отношений внутри семей предпринимателей способно стать еще одним направлением для развития малого бизнеса в нашей стране.
Поэтому целью исследователей ТюмГУ было изучить типы семейных систем с точки зрения параметров адаптивности и сплоченности у предпринимателей сферы малого семейного бизнеса. Исследование проводилось с помощью методики FACES-3 Д. Олсона. Опрошены 129 владельцев малого семейного бизнеса.
Оказалось, что российские бизнес-семьи имеют достаточно высокий уровень «сплоченности» и чрезмерно высокую «хаотичность». Последняя проявляется в неустойчивости руководства, импульсивности в принятии решений, неясности ролей (для сравнения — в европейских бизнес-семьях доминирует тип «ригидно-запутанные», который характеризуется множеством эмоциональных связей и ролевой жесткостью).
Ученые оценивают высокую хаотичность российских бизнес-семей как способ выстраивания отношений, которые позволяют сформировать преемственность семейного дела. При этом поддержка родителями автономии и независимости детей оказалась наиболее важным фактором, стимулирующим предпринимательские намерения.
Еще один вывод ученых касался динамики семьи во времени. Они выяснили, что реальная сплоченность между родственниками снижается с увеличением возраста владельца бизнеса. В выборке испытуемых доминировали семьи с подростками, поэтому такая тенденция — вполне закономерна. После того, как дети вырастают, эта сплоченность снижается.
Но на следующем этапе семейной жизни, после отделения детей от семьи, как считают исследователи, потребность в сближении может проявиться снова, так как супруги будут пытаться решить эту задачу через развитие отношений друг с другом или при помощи рождения позднего ребенка. Все это должно запустить новый цикл отношений.
Чем больше детей в бизнес-семье, тем выше реальная сплоченность семьи. Сплоченность в многодетных семьях предпринимателей — это потенциал для репутационного капитала семьи и формирования финансовой устойчивости в будущем.
В результате исследования ученые ТюмГУ сформулировали рекомендации по гармонизации семейных отношений, направленные на поддержание и развитие связей поколений:
– Развивать лидерские способности каждого члена семьи. В семейном бизнесе важна взаимоподдержка и взаимозаменяемость в противовес позиции одного лидера.
– Учиться адаптивной реакции на изменения и трудности. Развивать стратегию сотрудничества, демократичного подхода к решению проблем, где каждая сторона получает желаемое, и, возможно, даже больше. Выйти на новый уровень видения решений можно с помощью психолога или коуча.
– Развивать отношения в семье между поколениями в виде двусторонней передачи опыта: и от родителей к детям, и от детей к родителям. Поддерживать в детях стремление к автономии в принятии решений, что поможет в управлении семейным бизнесом и создании собственных предприятий.
– Вместе обсуждать и исследовать желаемый образ семьи, согласовывать основные цели и направления, например, в конце календарного и финансового года, что позволит наметить пути к их достижению.
Результаты исследования ученых ТюмГУ позволяют сформулировать предложение центрам семейного бизнеса для особой поддержки многодетных бизнес-семей. Выявленные закономерности помогут улучшить демографическую ситуацию в стране и будут способствовать развитию малого бизнеса. Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ проекта «Ценностные ориентации владельцев успешного семейного бизнеса».
Самая большая планета в Солнечной системе, всегда поражавшая воображение своими колоссальными размерами, немного сдала позиции. Новые высокоточные измерения орбитального зонда NASA показали, что Юпитер не такой большой и круглый, как считали астрономы последние 40 лет.
Во время недавних наблюдений карликовой планеты Квавар что-то неожиданно почти полностью закрыло ее собой. Астрономы уверены, что это не ее спутник Вейвот и не одно из двух известных колец этого маленького мира на краю Солнечной системы.
Ученые обнаружили, что общепринятые константы, с помощью которых химики предсказывают свойства молекул, содержали ошибки. Исправленные значения констант теперь объясняют ранее непонятные химические аномалии и позволяют предсказывать свойства новых материалов для квантовых технологий, датчиков и умных покрытий.
Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.
Самая большая планета в Солнечной системе, всегда поражавшая воображение своими колоссальными размерами, немного сдала позиции. Новые высокоточные измерения орбитального зонда NASA показали, что Юпитер не такой большой и круглый, как считали астрономы последние 40 лет.
Ученые обнаружили, что общепринятые константы, с помощью которых химики предсказывают свойства молекул, содержали ошибки. Исправленные значения констант теперь объясняют ранее непонятные химические аномалии и позволяют предсказывать свойства новых материалов для квантовых технологий, датчиков и умных покрытий.
Исследования самодержавия могут пролить свет на феномен, исконно свойственный российской государственности, а значит, переосмыслить исторический путь России и выработку новых направлений развития, к такому выводу пришел ученый ТюмГУ.
Третий известный межзвездный объект 3I/ATLAS летит примерно вдвое быстрее обоих своих предшественников. По расчетам, его вряд ли могло выбросить из родной планетной системы с подобной скоростью, и так разогнаться по пути он тоже не мог.
Все больше покупателей начинают отказываться от привычки делать покупки на маркетплейсах, а число новых продавцов на площадках практически не увеличилось. Аналитика показывает, что за первый квартал 2025 года — прирост селлеров составил всего 0,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время, маркетплейсы активно расширяют сеть пунктов выдачи, особенно в регионах, где физическое присутствие всех брендов невозможно. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему люди стали реже совершать покупки на маркетплейсах.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии