22.01.2020
ТГУ

Ученые России и Чехии выяснили, чем рукокрылые могут заразить сибиряков

В ТГУ совместно с чешскими учеными провели исследования и выяснили, что в эктопаразитах летучих мышей с нескольких территорий, в том числе из Западной Сибири, впервые были обнаружены возбудители болезней, передающихся от животных человеку.

Ученые России и Чехии выяснили чем рукокрылые могут заразить сибиряков / ©Фото из архива ученых БИ ТГУ Марии Орловой и Александра Жигалина

Сотрудник лаборатории мониторинга биоразнообразия БИ ТГУ Мария Орлова изучает особенности экологии летучих мышей, их контакты с другими животными и потенциальную опасность рукокрылых для людей. Вместе с чешскими коллегами она исследовала образцы, собранные в России.

– Летучие мыши – очень массовая группа, фактически вторая по численности после грызунов, поэтому можно было предполагать, что данный отряд является хозяином большого количества разнообразных возбудителей, – поясняет Мария Орлова. – И в последние годы такая гипотеза нашла подтверждение: действительно, только по предварительным данным, летучие мыши являются носителями нескольких сотен вирусных, бактериальных, протозойных и грибковых патогенов, в том числе, опасных для человека (например, вируса Эбола). При этом до сих пор не очень много информации о том, какую роль в циркуляции этих микроорганизмов играют эктопаразиты летучих мышей.

Сотрудник лаборатории мониторинга биоразнообразия БИ ТГУ Мария Орлова за работой / ©Фото из архива ученых БИ ТГУ Марии Орловой и Александра Жигалина

Первые данные по инфекциям, ассоциированным с эктопаразитами рукокрылых юга России, опубликованы в начале 2019 года. Они продемонстрировали присутствие возбудителей в синантропных (то есть, живущих рядом с человеком) видах летучих мышей и паразитирующих на них членистоногих. Это сделало работу российских и чешских ученых еще более актуальной. Исследования, в ходе которых удалось получить новую информацию о рукокрылых, проводились на базе Университета ветеринарных и фармацевтических наук Брно. Мария Орлова работала там во время стажировки, которую выиграла в рамках программы Минобрнауки РФ и Министерства по делам образования, молодежи и спорта Чешской Республики.

– Для анализа были использованы многочисленные сборы со многих территорий Российской Федерации и государств бывшего СССР (частично собранные нами и чешскими коллегами, частично предоставленные учеными-хироптерологами), – рассказывает Мария Орлова. – Присутствие ДНК возбудителей (бактерии Bartonella, Rikketsia, Anaplasma) определялось методом ПЦР (real-time). ДНК бартонеллы (возбудителя бартенеллеза) в эктопаразитах летучих мышей была впервые обнаружена на нескольких территориях, включая Западную Сибирь, в том числе это Ханты-Мансийский автономный округ. Там же была обнаружена и ДНК риккетсий (некоторые представители данного рода являются возбудителями лихорадок).

В настоящий момент научная группа ждет подтверждения полученных результатов, а также уточнения видовой принадлежности выявленных патогенов. После этого можно будет сделать вывод об опасности этих возбудителей для человека. Фактически выполнен первый этап пионерного для России масштабного проекта по изучению инфекций, ассоциированных с эктопаразитами рукокрылых.

Как отмечает Мария Орлова, часть положительных проб происходит из колоний, локализованных в городах и других населенных пунктах. При этом необходимо помнить, что летучие мыши – охраняемая группа животных и важный компонент экосистемы, поэтому их уничтожение ни в коем случае не может являться мерой борьбы с распространением инфекций. Так что если в вашей квартире оказалась летучая мышь, ученые настоятельно не советуют прикасаться к ней голыми руками, действовать можно только в перчатках.

Добавим, что присутствие «ночных» животных в домах томичей далеко не редкость. В теплое время года в БИ ТГУ нередко обращаются горожане, обнаружившие рукокрылых в своем подъезде или на балконе. В таких случаях биологи приезжают и забирают «непрошенных гостей».

И не только в неолите, но и на протяжении всей мировой истории. Междисциплинарная группа исследователей из США и России выявила факторы, которые оказали на эволюцию военных технологий наибольшее влияние.