Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
3 ноября
НМИЦ онкологии

В НМИЦ онкологии имени Н. Н. Петрова Минздрава России разработали тест-систему на основе микроРНК, позволяющую оценивать тяжесть предраковой патологии шейки матки и помогать врачам выбирать тактику лечения пациентов.

Тест-система по диагностике предраковой патологии шейки матки прошла первое исследование на клиническом материале человека / ©Getty images

Результаты клинического исследования были представлены на 23 конгрессе Европейского общества гинекологической онкологии, который прошел 27-30 октября в Берлине. Цервикальная дисплазия шейки матки – это предраковая патология эпителиальных клеток, расположенных на поверхности цервикального канала. Наиболее часто встречается у женщин в возрасте 25-35 лет. По современной классификации выделяют две степени тяжести – легкую (LSIL) и тяжелую (HSIL). Легкая степень дисплазии только в 10 процентов случаев прогрессирует в более тяжелую степень или рак шейки матки, тяжелую степень принято считать «облигатным» предраком, то есть развитие рака шейки матки – в данном случае вопрос времени.

Сегодня у врачей нет четкого алгоритма оценки риска озлокачествления легкой степени цервикальной дисплазии шейки матки. При выработке тактики лечения они руководствуются анамнезом пациентки, ее возрастом, ВПЧ-статусом, а также собственным опытом. На основе этих факторов гинеколог принимает решение – наблюдать патологию либо назначить лечение.
Для того чтобы врач имел четкие критерии оценки предрасположенности цервикальной дисплазии легкой степени к озлокачествлению, учеными НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова Минздрава России разработана диагностическая тест-система.

Она позволяет анализировать материал, который берется для цитологического исследования, выделять из него микроРНК (класс молекул, который участвует во всех ключевых процессах жизни клетки, межклеточном взаимодействии, а также в развитии различных типов онкологических заболеваний) и анализировать шесть ее молекул. Эти молекулы были выбраны учеными НМИЦ на основе ранее проделанных исследований как участвующие в процессе озлокачествления эпителия цервикального канала шейки матки.

У трех из них уровень экспрессии (скорость процесса преобразования последовательности нуклеотидов ДНК в функциональный продукт — РНК или белок) повышается при развитии рака, у трех – напротив, понижается. Рассчитывается соотношение этих микроРНК друг к другу. В итоге получается девять значений.

Затем на основе специально разработанного алгоритма, компьютер просчитывает и ранжирует эти девять цифр в определенном порядке, индивидуальном для каждой тестируемой пациентки. Исходя из этого, машинный алгоритм выставляет диагноз. Он выглядит как значение параметра miR-CERVIX от 0 до 1, где 0 – это нормальная ситуация, 1 – тяжелая дисплазия. Этот тест позволяет проводить тонкую дифференцированную диагностику дисплазии, в том числе ее легкой степени.

Для того чтобы выяснить насколько тест-система подходит для клинического применения, ученые Центра онкологии имени Н. Н. Петрова провели пилотное клиническое исследование. Были взяты образцы цервикального эпителия 226 женщин, из них с дисплазией легкой степени – 114, тяжелой степени – 103, раком шейки матки – девять. Они были проанализированы с помощью различных методов: цитологического исследования, гистологического исследования (для образцов дисплазии тяжелой степени и рака шейки матки), ВПЧ-тестирования, анализа профиля экспрессии шести молекул микроРНК методом обратной транскрипции и ПЦР с помощью разработанной тест-системы.

Успешный анализ экспрессии шести маркерных молекул микроРНК был проведен для 188 из 226 образцов. Для этих образцов сделан расчет значения параметра miR-CERVIX в диапазоне от 0 до 1. Полученные результаты показали, что тест-система может быть использована для скрининга цервикальных дисплазий (чувствительность 79%, специфичность 79%), а также для уточняющей диагностики цервикальной неоплазии тяжелой степени (чувствительность 51%, специфичность 98%).

В дальнейшем предполагается провести дополнительные исследования на расширенной рефрентной группе для определения места разработанной технологии в структуре программ скрининга рака шейки матки и целесообразности использования этой технологии для динамической оценки степени тяжести цервикальной дисплазии в процессе консервативной терапии.

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Петрова» Министерства здравоохранения Российской Федерации – один из крупнейших федеральных научно-клинических центров России, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь взрослым и детям. НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова образован в 1927 г. Основные направления научной деятельности – молекулярная онкология, онкоиммунология, субклеточные технологии, морфология опухолей, канцерогенез, химиопрофилактика рака, онкофармакология, хирургическая онкология, инновационные методы терапевтической онкологии и реабилитации, радиационная онкология и лучевая диагностика.