Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
3 ноября
Анна Новиковская

Полицейские смогут привлекать кошек в качестве свидетелей преступления

4.5

Домашние животные нередко становятся очевидцами преступлений, и теперь они смогут выступать надежными свидетелями присутствия того или иного человека в доме. Чтобы собрать их «показания», полицейским потребуются ватная палочка, пробирка и небольшой анализ в лаборатории.

Кошки нередко посещают места, где произошли кража или убийство, хотя расспросить их о произошедшем вряд ли удастся / © Mario Villafuerte

В популярной компьютерной игре «The Elder Scrolls V: Skyrim» игроки, решившие нарушить местные законы и стащить из чужого дома сладкий рулет, могут столкнуться с забавной ситуацией, когда свидетелем, впоследствии сдавшим их городской страже, станет бродившая неподалеку курица. Звучит абсурдно, но не так уж далеко от реальности, где скоро надежными свидетелями правонарушений смогут выступать кошки и собаки.

Дело в том, что наши домашние любимцы, находясь в домах, постоянно собирают на свою шерсть образцы человеческой ДНК. До этого исследователи не обращали внимания, достаточно ли хороши такие образцы, чтобы по ним можно было установить личность человека и, к примеру, точно ответить на вопрос, был ли некий «мистер Х» в доме потерпевшего до совершения преступления.

Теперь исследователи из Флиндерского колледжа науки и инженерии (Австралия) в сотрудничестве с Департаментом судебно-медицинской экспертизы полиции штата Виктория решили ответить на этот вопрос, собрав образцы человеческой ДНК с шерсти 20 кошек из разных домов.

Результаты ДНК-анализа показали, что кошек, у которых взяли небольшой мазок с шерсти, действительно можно «привлекать» в качестве свидетелей присутствия человека в доме: в 80 процентах образцов ДНК содержалось достаточно для ее обнаружения, а в 70 процентах исследователи смогли определить принадлежность генетического материала конкретному человеку. Таким образом, благодаря кошачьей шерсти следователи смогут связать присутствие определенного человека с домом, где живет кошка.

Полученные результаты могут послужить не только прокурорам, но и адвокатам: теперь, когда известно, что домашние животные могут переносить человеческую ДНК на себе, ее присутствие на месте преступления, где неподалеку живет кошка, может быть лишь случайностью, и потребуются более веские доказательства для точного установления вины.

Исследование опубликовано в журнале Forensic Science International: Genetics Supplement Series.