• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
12.12.2023
НИУ ВШЭ
4
6 803

Студентки с сильными социальными связями оказались успешнее в учебе

4.4

Социальная интеграция по-разному влияет на академические успехи женщин и мужчин. Исследователи из Института образования НИУ ВШЭ изучили связи между академической успеваемостью и социальной интеграцией у 4,5 тысяч молодых россиян. Оказалось, что такая связь гораздо сильнее, чем может казаться на первый взгляд, и для женщин она важнее.

Студентки с сильными социальными связями оказались успешнее в учебе
Студентки с сильными социальными связями оказались успешнее в учебе / © Getty images / Автор: Дмитрий Жуков

Результаты работы опубликованы в журнале Journal of Social and Personal Relationships. Исследование выполнено в рамках стратегического проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире», который реализуется по программе «Приоритет-2030».

Связь между академическим успехом и социальными контактами студентов важна для понимания их образовательного прогресса. Исследования показывают, что студенты, которые активно общаются с окружающими, часто добиваются больших успехов в учебе. Эта взаимосвязь прослеживается в различных типах отношений: дружбе, наставничестве, сотрудничестве и даже в онлайн-коммуникации.

Исследования указывают на то, что женщины, как правило, строят более обширные социальные сети. Но до сих пор не ясно, как пол влияет на взаимосвязь между социальной активностью и успехами в учебе. Исследователи из НИУ ВШЭ проанализировали эту взаимосвязь.

Основой послужили данные долгосрочного панельного исследования «Траектории в образовании и профессии» (ТрОП), охватывающего более 4400 молодых людей из разных регионов России. Авторы статьи измерили социальную интеграцию через показатель «сеть доверенных лиц» (англ. core discussion network, СDN) — это группа людей, с которыми человек взаимодействовал в последние шесть месяцев по важным вопросам. Академическая успеваемость измерялась через различные показатели, включая результаты тестов, ЕГЭ и оценки в университете.

Исследователи изучили связь между размером сети доверенных лиц и академической успеваемостью, используя корреляционный и множественный регрессионный анализ с переменными-модераторами. Доля женщин в выборке составила 54%.

Модель показала, что у женщин более высокие показатели академической успеваемости, чем у мужчин. В среднем академические баллы женщин на 29,2 пункта выше, чем у мужчин. При этом размер их основной дискуссионной сети положительно влияет на успеваемость. Так, увеличение этого показателя на одного человека у мужчин повышает успеваемость на 1,8 пункта, у женщин — на 4,9 пункта.

Исследователи предложили несколько возможных объяснений этому. В первую очередь такой результат может быть связан с тем, что мужчины и женщины по-разному управляют своими социальными сетями и используют их для разных целей. Об этом же говорят и другие исследования, связанные с социальной интеграцией.

«Можно также предположить, что юноши чаще находят поддержку в учебе у одноклассников или учителей. Девушки же сталкиваются с недостатком поддержки в учебных заведениях. Они могут испытывать больше сомнений и страхов в отношении предметов, где существуют гендерные стереотипы. Все это заставляет девушек искать помощь и поддержку в других местах. Так, близкие отношения помогают им преодолеть эти сложности и страхи», — объясняет одна из авторов исследования, научный сотрудник Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ Оксана Михайлова.

Как отмечают исследователи, университеты могут принять ряд мер для повышения успеваемости студенток. Например, через официальные сайты и социальные медиа активнее рассказывать о программах социальной поддержки. Возможно создание клубов и проведение мероприятий для студенток. Эффективна также будет психологическая поддержка студенток в виде индивидуальных консультаций или групповых сессий.

Особое внимание следует уделить областям, где преобладают мужчины, например сферам науки, технологий, инженерии и математики (STEM). Такая поддержка поможет предотвратить уход женщин из этих сфер и повысить их представительство в них.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 11:10
НИУ ВШЭ

Международный коллектив исследователей при участии ученых из Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ изучил, как выбор иностранного языка влияет на когнитивные способности человека. Оказалось, что языки, непохожие на родной, стимулируют когнитивную функцию на начальном этапе их изучения, а близкие к родному имеют отложенный эффект и помогают мозгу эффективнее работать при более высоком уровне владения иностранным языком.

Вчера, 10:39
Даниил Сухинов

Что заставляет одних животных быть моногамными, иметь на протяжении жизни только одного партнера и ухаживать за потомством, в то время как другие близкородственные виды не стеснены подобными рамками и могут вести беспорядочную половую жизнь? Исследователи из США и Канады, вероятно, нашли ответ на этот вопрос — по крайней мере для двух видов хомячков.

Позавчера, 13:27
Игорь Байдов

Несколько лет назад ученые открыли белый карлик, вращающийся вокруг солнцеподобной звезды в системе KIC 8145411. После ряда спектроскопических исследований выяснилось, что этот объект очень «легкий». В свою очередь, компьютерное моделирование показало, что маломассивные белые карлики в такого рода системах существовать не могут. После нового анализа американские астрономы, наконец, объяснили этот феномен.

Позавчера, 11:10
НИУ ВШЭ

Международный коллектив исследователей при участии ученых из Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ изучил, как выбор иностранного языка влияет на когнитивные способности человека. Оказалось, что языки, непохожие на родной, стимулируют когнитивную функцию на начальном этапе их изучения, а близкие к родному имеют отложенный эффект и помогают мозгу эффективнее работать при более высоком уровне владения иностранным языком.

13 мая
Александр Березин

Десятки лет назад ученые выдвинули гипотезу, что облик рода Homo возник под действием специфической задачи: добычи дичи с помощью бега. Несмотря на общую логичность этой версии, против нее выдвигали ряд контраргументов: бег энергозатратен, да и примеров «беговой охоты» в XX веке не столь много. Похоже, теперь оба эти возражения снимаются.

14 мая
Дарья Г.

У Марса и Солнца есть сходство: условия в ионосфере планеты, особенно над областями сильных остаточных магнитных полей, похожи на условия в короне светила. Ученые предполагали, что это может приводить к объемным выбросам на Красной планете вроде корональных выбросов на Солнце. И вот впервые им удалось засечь следы такого события.

24 апреля
Ольга Иванова

Ученые из Австралии и Канады пришли к выводу, что подавляющее большинство одиноких людей не вступает в романтические отношения из-за страха. С одной стороны ими руководят опасения, что их отвергнут, с другой — что они потеряют свою независимость.

Позавчера, 11:10
НИУ ВШЭ

Международный коллектив исследователей при участии ученых из Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ изучил, как выбор иностранного языка влияет на когнитивные способности человека. Оказалось, что языки, непохожие на родной, стимулируют когнитивную функцию на начальном этапе их изучения, а близкие к родному имеют отложенный эффект и помогают мозгу эффективнее работать при более высоком уровне владения иностранным языком.

3 мая
Василий Парфенов

Ледяной покров Антарктики претерпевает значительные изменения на протяжении года, и его поведение хорошо изучено в общем. Но некоторые локальные аномалии объяснить не получается вот уже несколько десятилетий. Одна из них — полынья возвышения Мод, или полынья моря Уэдделла, которая появляется нерегулярно на одном и том же месте. Международная команда океанологов, наконец, смогла разгадать механизмы ее образования.

[miniorange_social_login]

Комментарии

4 Комментария

Какой-то бред бредовый, а не исследование. И этим занимается Вышка?! И людям за это зп платят?!
Tikhohodka
14.12.2023
-
0
+
Увы, но это скорее новость инкриминирующего характера, нежели хвалебного
-
1
+
А ещё некоторые студентки спят с парнями за конспекты лекций. А ещё чем больше друзей, тем больше людей ты можешь спросить списать. Но на самом деле все списывают с 1-2 людей, которым не в падлу было потратить свое время на заучивание конспектов или списывают с нейросети)))
Sam Dowson
12.12.2023
-
5
+
А студентки с сильными социальными связями со своими преподавателями - вообще круглые отличницы)
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: