• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
24 сентября
НИУ ВШЭ
1 606

Работа во время учебы увеличила зарплату и шансы на успех

4.5

Работа во время обучения повышает вероятность трудоустройства после выпуска на 19 процентов, а зарплату — на 14. Каждый второй студент проработал хотя бы месяц во время учебы на очном отделении. Наибольшую отдачу приносит работа на последних курсах обучения, когда у студентов есть возможность начать работать по специальности. К таким результатам пришел коллектив авторов с факультета экономических наук ВШЭ. Будущие краснодипломники совмещают учебу и работу чаще, чем студенты с хорошей успеваемостью.

Работа во время учебы увеличила зарплату и шансы на успех / © Mimi Thian, unsplash.com

Совмещение работы и учебы стало массовым явлением среди студентов: более 50 процентов студентов работали хотя бы один месяц в течение срока обучения. Они справедливо считают, что благодаря опыту работы могут стать более конкурентоспособными на рынке труда и после выпуска найти более высокооплачиваемую позицию. Если на первом курсе совмещали занятость с учебой не более 18 процентов, то к выпускному году их доля возросла до 40.

На основе тотальных данных Мониторинга трудоустройства выпускников о более чем 200 000 окончивших обучение по очным программам бакалавриата и специалитета в 2021 году авторы сделали выводы о тенденциях совмещения учебы и работы в России и его эффектах для последующей занятости.

Оказалось, что среди окончивших вуз с красным дипломом доля совместителей чуть выше. Также чаще работают студенты более престижных и высокорейтинговых университетов: 59 процентов против 50 в менее селективных вузах. Чаще других начинают работать во время обучения студенты, чья специальность связана с математикой, информационными технологиями, естественными науками, а студенты-гуманитарии, наоборот, реже: 58 процентов против 47.

Вероятность трудоустроиться в течение года после выпуска оказалась выше на 19 процентов у тех, кто совмещал работу и учебу. При этом чем дольше работал студент, тем выше шансы: каждый дополнительный месяц опыта увеличивает вероятность занятости на один процент. Зарплата таких выпускников также выше — на 14 процентов, а каждый дополнительный месяц стажа увеличивает ее на 0,7 процента.

Гораздо важнее оказалось совмещение учебы и работы на 4–5-м курсах. Подработки в начале обучения почти не влияют на вероятность трудоустройства, а стажировки во время выпускного года увеличивают ее на 26 процентов. Больше всего от такого совмещения выигрывают студенты в области математики и компьютерных наук. Их шансы найти работу выше еще на 10 процентов, у экономистов — на четыре. Также влияет и вуз: если студент любой специальности обучается в вузе, находящемся на высших позициях рейтингов, то вероятность трудоустройства будет выше на 21 процент.

Авторы статьи, младший научный сотрудник Лаборатории исследований рынка труда факультета экономических наук ВШЭ Ксения Рожкова, заведующий лабораторией Сергей Рощин, старший научный сотрудник Павел Травкин, отмечают, что сейчас наблюдается перестройка взглядов на образование. От совмещения учебы с работой все больше студентов переходят к совмещению работы с учебой. Именно получение трудового опыта становится для них главной целью, успеваемость же отходит на второй план.

«На наш взгляд, студенты все больше совмещают работу с учебой, потому что им важны не только доходы, но и опыт, компетенции, которые они приобретают. Такая работа позволяет войти в профессиональную область. В отличие от нее, университеты часто предлагают формальную ознакомительную практику, которая не предполагает освоения каких-либо прикладных навыков», — комментирует Ксения Рожкова. Так как вузы заинтересованы в том, чтобы их выпускники успешно трудоустраивались, было бы полезно пересмотреть подход к образовательным процессам, стремиться давать больше практико-ориентированных навыков, сотрудничать с потенциальными работодателями. 

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
Позавчера, 20:37
Андрей

Американские ученые проанализировали данные о поедании фекалий животными, чтобы выяснить, какие причины стоят за этим поведением и какие закономерности можно проследить. В результате они разделили всю выборку более чем из 150 видов на семь категорий по тому, что заставляет зверей питаться таким сомнительным продуктом.

Вчера, 11:31
Березин Александр

Несмотря на отмену попытки «экономичной» ловли первой ступени, шестой испытательный полет Starship был успешным. Корабль — вторая ступень системы впервые продемонстрировала возможность маневра на орбите. Первая ступень после приводнения неожиданно для всех смогла пережить два взрыва, не утратив плавучесть. Среди наблюдавших за испытанием был Дональд Трамп.

Вчера, 11:45
Сеченовский Университет

Международная команда специалистов во главе с сотрудниками Центра математического моделирования в разработке лекарств Первого МГМУ имени И. М. Сеченова выявила наиболее перспективные направления для исследований в области лечения аутоиммунных заболеваний. Команда первой провела систематический обзор для поиска всех опубликованных в научных работах математических моделей аутоиммунных патологий и выявила недостаток моделей, которые могут значительно ускорить разработку новых лекарств.

16 ноября
Evgenia

Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.

15 ноября
Елизавета Александрова

Принято считать, что естественный спутник Земли возник в результате ее столкновения с другой планетой, но к этой версии есть вопросы. Теперь ученые предложили рассмотреть сценарий возможного захвата Луны притяжением Земли из пролетавшей мимо двойной системы.

Позавчера, 14:21
Юлия Трепалина

Ученые из Аргентины в серии экспериментов проследили за поведением домашних собак во время разногласий между членами семьи и выявили у четвероногих питомцев ряд характерных реакций на конфликт.

30 октября
Елизавета Александрова

Под рыжим верхним слоем с виду обычного камня открылся целый калейдоскоп довольно неожиданных оттенков. Это особенно интересно с учетом того, где лежит камень — в марсианском кратере, который по всем признакам когда-то был озером.

16 ноября
Evgenia

Международная коллаборация физиков под руководством ученых из Йельского университета в США представила самые убедительные на сегодня подтверждения существования нового типа сверхпроводящих материалов. Доказательство существования нематической фазы вещества — научный прорыв, открывающий путь к созданию сверхпроводимости совершенно новым способом.

31 октября
Татьяна

Органические молекулы с пи-связью образуют очень устойчивые геометрии, которые не любят нарушаться. В 1924 году немецкий химик Юлиус Бредт сформулировал соответствующий запрет, вошедший в учебники химии. Тем не менее это в некоторых случаях возможно. В новой работе американские исследователи представили несколько «антибредтовских» соединений из класса олефинов.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно