Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Ученые рассказали, стоит ли делать уроки вместе с ребенком
По статистике, большинство обучающихся тратят на выполнение домашнего задания около трех часов в день, но более высокие результаты отмечаются у тех ребят, кто уделяет этому занятию от трех–четырех. Родители часто оказываются перед сложным выбором: активно помогать ребенку с домашними заданиями, рискуя лишить его самостоятельности, или доверить ему ответственность, но, возможно, столкнуться со снижением успеваемости. Какой вариант лучше и почему – рассказали ученые Пермского Политеха.
Эксперт Дуванская Мария, доцент кафедры «Социология и политология» ПНИПУ, кандидат психологических наук, утверждает, что первоочередная задача родителя — использовать совместную работу над домашними заданиями как инструмент для поддержания и углубления эмоциональной связи.
– Сохранение эмоционального контакта с ребенком в ходе совместной учебной деятельности обеспечивает поле психологической стабильности и познавательной активности. Выполняя функцию партнера, а не стороннего наблюдателя или контролера, взрослый формирует атмосферу доверия, способствующую снижению стресса и укреплению позитивного восприятия образовательного процесса. Подобный формат сотрудничества исключает оценку помощи как давления, превращая ее во взаимодействие, основанное на признании самостоятельности учащегося. Данный подход стимулирует развитие внутренней учебной мотивации, способности к самоорганизации и осознанное отношение к личным академическим достижениям, – комментирует Мария Дуванская.
Важно учитывать, что гиперконтроль, когда родитель выступает в роли «надзирателя», лишает ребенка возможности принимать решения, что напрямую ведет к риску полной потери самостоятельности.
Домашнее задание выполняет также множество неочевидных функций, выходящих далеко за рамки подготовки к урокам.
– Помимо своей прямой цели, оно служит инструментом воспитания, пространством для содержательной коммуникации между родителем и ребенком и, что немаловажно, является формой непрерывного обучения самих родителей, позволяя им оставаться в контексте школьной программы, – рассказывает Кощеев Эдуард, старший преподаватель кафедры «Социология и политология», заведующий учебной лабораторией «Лаборатория проблем высшего образования».
По мнению ученого ПНИПУ, пока не предложено ни одной системной альтернативы, способной полноценно заменить весь этот комплекс задач. Более надежной стратегией становится не отрицание практики совместного выполнения домашнего задания, а извлечение и максимальное использование того «рационального зерна» — развивающего, коммуникативного и воспитательного потенциала, — которое в ней заложено.
Эффективность помощи напрямую зависит от учета нескольких факторов. Возраст ребенка является определяющим: если в начальной школе детям необходима подмога, то у подростков 12–13 лет фокус смещается на общение со сверстниками. С 9 класса, когда формируется профессиональная направленность, родитель выступает в роли ментора в выстраивании образовательной траектории.
– Современное поколение учащихся демонстрирует высокую самостоятельность, что требует пересмотра подходов. Для представителей поколения зумеров эффективна работа без жестких рамок, в гибком временном режиме. В то же время с альфа-поколением необходим более четкий контроль, однако важна здоровая середина между свободой и надзором, так как чрезмерный контроль ведет к эмоциональной разлуке, – дополняет Мария Дуванская.
Учет гендерного фактора при организации домашней работы является важным элементом индивидуального подхода, поскольку психофизиологические особенности мальчиков и девочек могут обусловливать различия в познавательных стратегиях, мотивации и восприятии информации.
– Для мальчиков часто более эффективны подходы, предполагающие соревновательный элемент, четкие рамки и ориентацию на результат, в то время как для девочек нередко значимы сотрудничество, эмоциональный контекст задания и процессуальная сторона деятельности. Также немаловажной составляющей остается гибкость в выборе методов помощи — например, через дифференциацию заданий или форматов взаимодействия — позволяет не только повысить эффективность освоения материала, но и способствует гармоничному развитию личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, выходящих за рамки стереотипных представлений, – рассказывает ученая ПНИПУ.
Современная образовательная парадигма, смещая акцент с репродуктивных (на повторение и запоминание) заданий на творческие, трансформирует и роль репетиторства. Если ранее приглашение репетитора могло восприниматься как универсальное решение для «натаскивания» на результат, то теперь его функция должна быть пересмотрена.
– В начальной школе привлечение репетиторов считается педагогически неоправданным, поскольку их вмешательство может препятствовать формированию базовых познавательных стратегий и самостоятельности ребенка. Ключевую поддерживающую роль в этот период должен выполнять родитель, выступая как наставник и организатор учебной деятельности. Актуальность репетиторских услуг возникает лишь в среднем и старшем звене, когда требуется углубленная предметная специализация, и только при условии сохранения координирующей роли за школьным учителем как основным носителем образовательной траектории ученика и непосредственным исполнителем обучающей функции, – объясняет Мария Дуванская.
Это распределение ролей обеспечивает целостность образовательного процесса: родитель создает поддерживающую среду для развития, учитель осуществляет непосредственное обучение, а репетитор (при необходимости) оказывает целевую поддержку в освоении сложных тем, не подменяя собой основных участников образовательного процесса.
Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.
Ежедневное использование сыворотки с экстрактом тропического растения всего за восемь недель увеличило густоту и толщину волос у испытуемых. Международная группа исследователей проверила эффективность нового состава, объединившего, помимо экстракта растения, кофеин и белки, стимулирующие клеточный рост, и осталась довольна результатом.
Недавно опубликованный план терраформирования Красной планеты предусматривает насыщение ее воздуха кислородом на 99%. При этом атмосферное давление должно будет стать примерно таким, как на высоте около 13-14 километров над Землей. Специалисты считают, что в такой среде можно дышать. Более того, у них есть конкретный план по достижению этой цели.
Согласно новой гипотезе, сознание возникает не только из-за активности нейронов, но и благодаря физическим процессам — электромагнитным полям от движения жидкости в мозге. Эта модель, как и ее предшественники, пока носит теоретический характер, но предлагает нестандартный взгляд на проблему синхронизации работы разных отделов мозга.
Креативность чаще всего ассоциируется с творчеством и искусством. Однако не всегда креатив направлен на благо. Например, схемы мошенников тоже можно назвать креативными, хотя они служат обману и личной выгоде. Такое «творчество» называют антисоциальным. К нему также относятся склонность ко лжи, оригинальной мести, злобным шуткам и розыгрышам, мошенничеству, дезинформации, политическим манипуляциям, слухам и домыслам. Психологи МГППУ рассмотрели особенности восприятия и понимания информации у людей с высокой антисоциальной креативностью и сравнили с характеристиками тех, кто обладает положительными чертами личности, в частности чертами Светлой триады — согласия, прощения и доброжелательности.
Голые землекопы живут почти 40 лет — невероятный срок для грызуна размером с мышь. Недавнее открытие китайских ученых показало, что долголетие этим животным обеспечивает необычная версия одного белка, который не просто защищает организм, а буквально чинит его изнутри — ускоряет восстановление ДНК. Новые данные могут помочь продлить и человеческую жизнь.
Посадка, включая выгорание куска степи, прошла штатно, но часть грызунов на борту погибли. Правда, погубила их не повышенная космическая радиация полярной орбиты, влияние которой на млекопитающих планировали выявить в миссии, а более банальные причины.
Археологи Института истории материальной культуры РАН (ИИМК РАН), при поддержке фонда «История отечества» в ходе раскопок обнаружили на всемирно известной стоянке каменного века Костенки-17 в Воронежской области редчайшие украшения из зубов песца и окаменелой раковины, а также уникальный для этого времени нуклеус из бивня мамонта для снятия заготовок.
Обычно выбрасываемое кометой вещество придает ей заметное ускорение. Как выяснилось, с третьим известным науке межзвездным объектом 3I/ATLAS этого практически не происходит, хотя у него есть и кома, и хвост. Астрофизики сейчас пытаются найти этому объяснение.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии