25 марта
УрФУ
1 632

Соя и корень кудзу могут помочь в лечении трех видов рака

4.7

Международный коллектив ученых выяснил, что соевая меласса и корни кудзу содержат в составе изофлавоноиды с высокой антиоксидантной и цитотоксической активностью. То есть они могут помочь в борьбе с раковыми опухолями, особенно, когда проведение химиотерапии или хирургическое вмешательство для удаления метастаз может быть опасно.

Корень кудзу / ©Пресс-служба УрФУ

Описание исследования опубликовано в журнале Plants. Изофлавоноиды соевой мелассы и корней кудзу являются фитоэстрогенами, имитирующими действие человеческого гормона эстрогена. Они способствуют связыванию и удалению свободных радикалов из организма, которые вызывают повреждение клеток, нарушают функции иммунной системы. Это, в свою очередь, приводит к различным заболеваниям, в том числе к образованию раковых опухолей.

Найденные в растениях изофлавоны эффективны для борьбы с плотными опухолевыми структурами, воздействующими на внутренние органы человека. Так, экстракт сои наиболее эффективен для борьбы с метастазами и клетками злокачественной опухоли, развивающейся в мышцах (рабдомиосаркомы), а изофлавоны корней кудзу показали хорошее антиканцерогенное действие против рака мозга (мультиформной глиобластомы) и рака костных и соединительных тканей (остеосаркомы). Исследования проводились in vitro на клеточных линиях данных заболеваний.

«Исследованные виды рака имеют высокую степень метастазирования и устойчивы к терапевтическим схемам лечения. Особенно они опасны для детей: примерно 40 процентов раковых заболеваний у детей приходится именно на эти виды рака, — поясняет инженер-исследователь лаборатории органического синтеза УрФУ Саид Абушанаб.

Корень кудзу или пуэрария — лианоподобное растение, похожее на плющ, из семейства бобовых. Родина пуэрарии — Азия, ареал произрастания находится от тропических районов Индокитая до умеренных предгорий Сихотэ-Алинь. В России употреблять в пищу свежие корнеплоды растения нет возможности, однако их можно применять в форме лечебных напитков. Соевая меласса — отходной продукт промышленного производства концентрата соевого белка, являющийся источником сахара, волокон и белков. Сегодня соевую патоку используют в качестве ингредиента в комбикормах, в качестве гранулирующего средства, добавляемого в соевую муку, и в качестве субстрата для биотехнических производств.

— Химиотерапия и радиотерапия помогают только в 50 процентов случаев, в остальных 50 процентах раковые клетки продолжают метастазировать, а в детском организме рост клеток происходит быстрее, чем у взрослых. К тому же, лучевая терапия очень токсична, особенно для детей. Таким образом, существует необходимость в разработке инновационных стратегий, которые потенциально могут подавлять рост опухолевых клеток без побочных эффектов, поэтому экстракты растений являются альтернативой традиционной лекарственной терапии».

Ученые определили, что самые активные изофлавоны в обоих растительных экстрактах – дайдзеин и генистеин, защищающие костные ткани. Также были обнаружены пуэрарин, формононетин и биоханин А. Для извлечения изофлавонов ученые использовали «зеленые растворители», называемые природными глубокими эвтектическими растворителями (NADES). В исследовании использовались растворы хлорида холина и лимонной кислоты — органических соединений, нетоксичных для организма.

Инженер-исследователь лаборатории органического синтеза УрФУ Саид Абушанаб / ©

«Такая технология показала большую эффективность для извлечения изофлавоноидов, чем синтетический способ их получения. Стоит отметить, что хлорид холина и лимонная кислота также обладают собственными лечебными свойствами и тем самым могут усиливать действие изофлавонов в воздействии на раковые клетки», — поясняет Саид Абушанаб.

Фитоэстрогены, извлеченные из обоих растительных препаратов, были идентифицированы с помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии с масс-спектрометрическим детектированием, а их количественное определение осуществлялось с использованием ультрафиолетового детектора. Ученые отмечают, что сочетание этих методов позволяет осуществить как качественное определение соединений в экстракте, так и определить количество этих веществ в изучаемом образце.